Новости Одессы и Одесской области

Двенадцатый стул на Дерибасовской потолстеет?

В середине января Одесса переполошилась. Легендарный двенадцатый стул из романа Ильфа и Петрова, давно прижившийся в Городском саду, вдруг исчез. К счастью, его не украли и не распилили на металлолом, но стул действительно пострадал. После многолетней эксплуатации он начал буквально рассыпаться на части. Отреставрировать знаменитый памятник доверили его автору — Михаилу Реве. Однако скульптор решил не просто восстановить, но и несколько изменить внешний вид своего детища.

Стул, вызывающий уважение
Двенадцатый стул, ставший настоящей визитной карточкой Одессы, был создан в 1998 году. Скульптор и архитектор Михаил Рева решил, что именно так должен выглядеть памятник Ильфу и Петрову.
– Тот самый двенадцатый стул, который все пытаются найти, – это и есть главный персонаж романа «Двенадцать стульев». Все ищут его ради сокровищ, спрятанных внутри. А для меня настоящим сокровищем являются те цитаты из романа, которые стали крылатыми и «ушли в народ», – говорит Михаил Рева. – Мне хотелось создать нечто такое, что будет вызывать у людей эмоции и прямые ассоциации с книгой. Они очень хорошо видны, когда люди фотографируются возле стула. Одни уверенно садятся и полностью закрывают его собой. Другие его уважают и становятся рядом так, чтобы были видны малейшие детали. То есть  задумка удалась. Но я даже не предполагал, что моя работа вызовет такой ажиотаж и станет настолько популярной.

Кто сломал знаменитую мебель?
Парадоксально, но именно от этой всенародной любви стул и пострадал. Желающих присесть на «стул с сокровищами» было так много, что его несущие части не выдержали. На одной из ножек появилась глубокая трещина, спинка тоже лопнула изнутри.
– По предварительным подсчетам, на этом стульчике посидело около четырех миллионов человек. Если предположить, что каждый из них весит в среднем семьдесят килограммов, то в сумме это получается миллионнотонная нагрузка на один несчастный стул! Да кто же такое выдержит? Кроме того, у нас не было достаточного финансирования. В результате во время работы мы не учли несколько важных моментов. Это тоже впоследствии сыграло свою роль. Я, конечно, видел, что стул постепенно изнашивается, и давно об этом говорил. Слава богу, что его сняли на реставрацию, потому что иначе он мог рухнуть прямо на улице. Получился бы настоящий конфуз.

Две версии памятника: найди отличия
Сейчас стул находится в мастерской скульптора в уже разобранном виде. Теперь ему предстоит пережить несколько метаморфоз. Какие именно будут изменения, Михаил Рева рассказывать не спешит. Он считает, что у одесситов должно остаться предвкушение чего-то неожиданного и интересного. Однако мастер признал, что по-настоящему серьезных изменений не будет.
– Силуэт и концепция памятника останутся прежними, – говорит Михаил Владимирович. – Перемены будут скорее конструктивные, чтобы сделать стул более надежным и он смог прослужить еще долго. Ножки придется сделать цельнолитыми и из другого материала. Заменим сидение, которое теперь будет выполнено в том же стиле, что и спинка. А крепиться стул будет к большому бронзовому основанию. Так что обновленный памятник значительно прибавит в весе. Надеюсь, что результат одесситам понравится. Для меня этот двенадцатый стул как ребенок и я не могу себе позволить сделать работу плохо. Увидеть обновленный можно будет 1 апреля, в день Юморины.

Главная работа одесского скульптора
В конце 2010 года скульптор Михаил Рева выиграл международный конкурс на создание Музея Холокоста в Бабьем Яру в Киеве.
– Подобные проекты в Украине пытались осуществить последние двадцать лет, но ничего не выходило. Только сейчас ситуация начала меняться, – рассказывает Михаил Рева. – Возможно, это самое важное дело в моей жизни, и я намерен довести его до конца. Эта работа оказалась очень тяжелой в творческом и моральном плане, потому что при разработке проекта пришлось читать очень много исторических документов о Холокосте. Сложность была в том, что на сегодняшний день в мире существует очень много памятников жертвам Холокоста и нам нужно было создать что-то совершенно непохожее на них. Более того, в отличие от других мемориалов, этот музей будет находится непосредственно в том месте, где происходили страшные события. Это тоже откладывает особый отпечаток на всю работу. Но с Божьей помощью нами была найдена идея, которая поможет донести до новых поколений ужасы той трагедии. Это будет музей-трагедия и в то же время музей-молитва.

Ирина Уманец

*Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Выскажите ваше мнение. Это важно.

avatar
500
  Подписаться  
Сообщать о

Еще по теме

Все новости

Выбор редакции

Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: