В ближайшие дни в Украине объявят ряд тендеров на эксплуатационное содержание дорог. Сам факт объявления этих тендеров во время войны и их суммы могут вызвать негативную публичную реакцию, поскольку Украина в первую очередь нуждается в средствах на защиту и оборону. Но дорожники уверяют, что «зрады» нет.
В Службе восстановления пояснили, почему именно сейчас объявляются эти тендеры и сколько реально будет потрачено средств из государственного бюджета.
В 2024 году Дорожный фонд Украины был перенаправлен на нужды обороны и армии. Но у Агентства восстановления есть задачи, которые должны быть выполнены для поддержания логистики в стране, а именно — «обеспечить содержание дорог для того, чтобы по дорогам продолжали ехать гражданские и военные грузы, пассажирский и грузовой транспорт».
Есть и отдельные приоритетные задачи, в частности:
- Поддержка фронтовой логистики: доставка оружия, амуниции и продовольствия на фронт;
- Обеспечение экспорта и импорта товаров.
Для того, чтобы выполнить эти задачи в этом году, региональные Службы восстановления объявят закупки услуг на содержание дорог. Без надлежащего содержания мы рискуем уже в ближайшие месяцы столкнуться с риском срыва доставки критически важных грузов, — говорят в Службе восстановления.
Ремонт дорог и мостов во время войны: почему это необходимо?
Эксплуатационное содержание дорог — это не новое строительство новых дорог и даже не капитальные ремонты. Это поддержание дорог в состоянии, пригодном для передвижения транспорта. Речь идет о базовом уходе за дорогами. Сюда входит:
- устранение выбоин,
- замена поврежденных дорожных знаков,
- очистка от остатков техники, льда и снега.
Это не роскошь. А критическая необходимость. Дело в том, что за последние два года нагрузка на дороги значительно возросла. Если раньше почти 70% всего экспорта происходило через морские порты, сейчас почти та же доля грузов едет по дорогам. Потребности фронта, в том числе и движение военной и специальной техники, экспорт и импорт товаров, возвращение деоккупированных территорий к жизни, гуманитарная помощь — вся эта нагрузка легла на дороги, — пояснили в ведомстве.
Эксплуатационные расходы помогут поддерживать состояние дорог, без которых невозможна эффективная логистика поставок вооружения и военной техники на фронт.
Читайте также: В Одесской области срочно ремонтируют аварийный мост на важнейшей трассе
Почему такие суммы в тендерах и будут ли они потрачены?
Как пояснили в Службе восстановления, в сумму тендера заказчик включает все возможные расходы и риски в период выполнения контракта. В том числе, плохие погодные условия, разрушения, чрезвычайные ситуации и тому подобное.
Почему закладываются такие риски? Дело в том, что если наступит чрезвычайная ситуация, то на дополнительные закупки просто не будет времени.
Средства будут выплачиваться только за фактически предоставленные услуги в течение этих 3-х лет:
Оплата будет осуществлена за фактически выполненные работы, а не за те, которые прогнозируются. Кроме того, следует отметить, что тендеры будут объявлены не на год, а на три года. То есть, ожидаемая стоимость закупки будет включать перечень работ на следующие 3 года.
Анализ контрактов в предыдущие годы показал, что подрядные организации получат до 15% от суммы контракта в год. В разных областях может быть разный процент в зависимости от рисков, разрушений и других обстоятельств. То есть, если тендер объявлен на 3 миллиона на трехлетний контракт, то реальные расходы из бюджета составят примерно до 150 тыс грн в год.
Ранее «Одесская жизнь» сообщала, что на эксплуатационное содержание автомобильных дорог в Одесской области потратят более миллиарда грн.