Ключевые моменты:
- Налог на недвижимость за 2025 год физлица должны платить в течение 60 дней после получения налогового уведомления.
- Налогом облагается площадь свыше 60 кв. метров для квартиры и 120 кв. метров для жилого дома.
- За просрочку до 30 дней штраф составляет 5% от суммы долга, более 30 дней – 10%.
- Если бумажного уведомления не было, начисление можно проверить в Электронном кабинете.
Кто должен платить налог на недвижимость
Налог на недвижимость начисляют владельцам жилья, площадь которого превышает установленную необлагаемую норму. Для квартиры налог рассчитывается с площади свыше 60 кв. метров, для жилого дома – свыше 120 кв. метров. Если человек одновременно владеет квартирой и домом, общая льготная площадь составляет 180 кв. метров.
То есть налог начисляется не на всю площадь объекта, а только на «лишние» квадратные метры. Например, если площадь квартиры составляет 75 кв. метров, налог рассчитывается с 15 кв. метров.
Сумма зависит от ставки, которую устанавливает местный совет, и площади недвижимости. Налог за 2025 год рассчитывают с учетом ставок и данных об объекте недвижимости.
Для очень большой жилой недвижимости действует отдельная доплата. Если площадь квартиры превышает 300 кв. метров или дома – 500 кв. метров, сумма налога увеличивается еще на 25 тысяч гривен в год за каждый такой объект.
Читайте также: Одесский ЦУМ снова выставили на продажу: за универмаг хотят почти 400 миллионов
Когда нужно было заплатить налог
Налоговая должна была направить физическим лицам налоговые уведомления-решения за 2025 год до 1 июля 2026 года. После получения уведомления собственнику дается 60 дней на оплату.
Поэтому у тех, кто получил уведомление еще летом и не заплатил налог в установленный срок, в октябре уже может образоваться просрочка.
При этом сама дата наступления октября еще не означает, что платеж просрочен у каждого собственника. Если уведомление пришло позже, 60-дневный срок отсчитывается от даты его вручения.
Какой штраф начислят за просрочку
За несвоевременную уплату налога на недвижимость предусмотрен штраф:
- 5% от суммы задолженности – если просрочка составляет до 30 дней;
- 10% – если платеж просрочен более чем на 30 дней.
Например, если в налоговом уведомлении указана сумма 2000 гривен, а платеж просрочен более чем на 30 дней, штраф составит еще 200 гривен. В итоге придется заплатить 2200 гривен.
Это интересно: Налоговая требует от одесситки 765 тысяч гривен за контент на OnlyFans: дело дошло до суда
Что делать, если бумажное уведомление не пришло
Отсутствие письма в почтовом ящике не означает, что о налоге можно забыть. ДПС в Одесской области отдельно разъясняет: обязанность уплатить налог сохраняется и в том случае, если налоговое уведомление не было получено по почте.
В первую очередь стоит проверить Электронный кабинет налогоплательщика. Если человек выбрал электронное взаимодействие с налоговой, уведомление считается врученным в день его доставки в Электронный кабинет. Дата и время фиксируются квитанцией о доставке.
В разделе «Стан розрахунків з бюджетом» можно увидеть начисления, наличие задолженности и реквизиты для оплаты. Там же налог можно оплатить онлайн с помощью платежной карты или QR-кода.
Если начисление кажется неправильным – например, указана неверная площадь или объект, которым человек уже не владеет, – можно обратиться в налоговую для сверки данных. Такой долг лучше не игнорировать до выяснения обстоятельств.
Одесситам, которые еще не проверяли начисления за недвижимость, сейчас стоит зайти в Электронный кабинет и посмотреть состояние расчетов. Если задолженность уже образовалась, ее погашение позволит не увеличивать сумму штрафа из-за дальнейшей просрочки.
Вы также можете узнать: Квартиры в Одессе подорожали: какая цена «однушки».



