Авторская колонка Сергея Ищенко «За дело»
Есть в нашей стране такое загадочное госучреждение, как Институт национальной памяти. Почему загадочное? Да потому что за девять лет его существования мы так и не поняли, чем оно, собственно говоря, должно заниматься. Судя по названию — вроде как сохранять память о прошлом. Вместо этого институт почему-то постоянно пытается повлиять на настоящее. О последней инициативе директора института Владимира Вятровича — отменить выходные дни 8 марта и 1 мая — сказано и написано уже немало. О том, что «идеологическая составляющая» отмены явно хромает на обе ноги, рассказали многие люди, которые куда более «в теме», чем я — например, уважаемый историк Ярослав Грицак.
Поэтому я остановлюсь на совершенно другом моменте. Владимир Вятрович уверяет, что сами праздники никто не отменяет — просто выходных в эти дни не будет. А за компанию предлагает еще и отменить перенос рабочих дней, если государственный праздник приходится на выходной. Таким образом, господин директор присоединился к нестройному хору тех, кто считает, что украинцам надо «больше работать».
Сторонники этой «теории» пытаются убедить нас, что все наши проблемы с экономикой — от того, что мы лентяи, и вместо того, чтобы трудится, постоянно что-то празднуем. То ли дело развитые страны: там выходных меньше, потому и живут лучше. В общем, все просто и… не имеет ничего общего с действительностью. Судите сами. В Украине — 11 нерабочих праздничных дней. Столько же, сколько в Швеции, и меньше, чем, например, в Германии. А в такой нищей стране, как Япония, бездельничают вообще целых 16 дней в году, среди которых — День моря и День растительности. Идем дальше. Во Франции рабочая неделя — 35 часов, в Украине — 40 часов. Гарантированный отпуск во Франции — пять недель, у нас — вроде как четыре, но много вы знаете людей, у которых отпуск действительно четыре недели? А некоторые предприятия вообще работают без всяких выходных и праздничных дней. «Потому что кушать людям хочется всегда, даже на праздники», говорит мой товарищ, работник одного из одесских супермаркетов. Ну и не забываем, что такие привычные для любой европейской страны понятия как «трудовые права» или, тьфу-тьфу-тьфу, «профсоюз» для многих наших работодателей вообще звучат как ругательства. В общем, есть некий грустный символизм в том, что под «сокращение» выходных попал именно День солидарности трудящихся.
Кстати, вы заметили, кто громче всех кричит: «Хватит праздновать, давайте работать»? Правильно, политики, депутаты и чиновники. Помниться, в детстве у нас была поговорка для таких случаев: «У кого что болит, тот о том и говорит».
Пишите автору: [email protected]
На фото: первомайская демонстрация во Львове в 1990 году. В первом ряду — Вячеслав Черновол.