В этом году День Победы над нацизмом в Украине будет отмечаться с особыми чувствами. Как никогда, этот праздник будет со слезами на глазах, как поется в известной песне, а для многих украинцев он будет на самом деле пахнуть порохом.
Мой хороший друг, который сейчас несет службу в зоне АТО, всего несколько лет назад потерял деда — ветерана Великой Отечественной войны. Раньше он помогал деду в этот день надевать китель, бряцающий тяжелыми орденами, и обязательно дарил ему большую охапку сирени. А потом деда не стало, и мой друг признается, что хоть и давно сам стал отцом, деда ему частенько не хватает.
— Что бы сказал мой дед сейчас? Ведь теперь и я знаю, что такое война. Настоящая, кровавая, страшная. Он так не хотел, чтобы его потомки узнали, как это — воевать, — вздыхает одессит, за год переквалифицировавшийся из программиста в солдата.
Мой прадед, дошедший до Берлина, вернулся домой только в 1947 году. Его маленький сын, который не помнил отца, долго исподлобья смотрел на сурового мужчину в шинели. По привычке капризничал, а когда отец сделал ему замечание, сказал маме возмущенным голоском:
— Мам, а когда этот дядька уже уйдет? — вызвав этим невинным вопросом непрошеные слезы у «дядьки».
У каждой семьи в памяти — тысячи таких историй. Страх, голод, бомбежки, треугольные письма, похоронки, надежда, ненависть. Отчего же теперь кому-то хочется повторения этого ужаса? Отчего находятся люди, клеящие на свои импортные внедорожники плакаты: «Берлин 1945-го. Повторим?». Знают ли они, какой ценой досталась Победа нашим дедам? Говорили ли их деды так, как мой прадед и дед моего друга:
— Настрелялись уже. Хватит. На несколько поколений вперед. Никогда не стреляйте больше.
8 мая в Украине будет отмечаться День памяти и примирения. Это день, в который нам всем стоит порыться в уголках своей семейной памяти, перелистать альбомы с пожелтевшими фотографиями, вспомнить тех, кого уже нет с нами. И понять, что смысла одерживать победу нет, если следом за победой снова приходят ненависть и желание «повторить».
Нам всем нужно простить и понять друг друга. Может, так сильно, как никогда раньше. Отголоски той войны все еще живут в наших сердцах. Наши предки давно простили друг друга. По крайней мере, я ни разу не видела ненависти у ветеранов к своим бывшим противникам. И уж наверное им бы очень хотелось, чтобы над нашей землей никогда не свистели пули.
Пишите автору: [email protected]