Есть один вопрос, который я очень люблю. Общаясь по работе со множеством людей, я часто спрашиваю:
— О чем вы мечтаете?
Недавно заведующая библиотеки для слепых Галина Сущенко мне очень «правильно» ответила:
— Я мечтаю, чтобы в Одессе появились профессионалы, мне надоели энтузиасты.
Мой друг, который раньше никогда не участвовал в предвыборных гонках, на чистом энтузиазме провел своего кандидата в Одесский областной совет. Но теперь в штаб к себе берет только профессионалов. Он понял, что его энтузиазма на долго не хватит.
Жаль, но в большинстве своем это мнение не свойственно одесситам.
Одесса не маркирует себя как город кропотливых интеллектуальных профессионалов по типу Ойстраха, Гилельса или, скажем, Георгия Флоровского.
Нам куда ближе простые энтузиасты, такие себе Мишки Япончики. Со склоками на тему русского языка и со средневековыми взглядами на Юлию Тимошенко. За то время, что энтузиасты отстаивают русский язык, который в Одессе никогда не унижали, уже давно можно было построить хорошее прибыльное предприятие.
Однако энтузиастам каждодневный профессиональный труд не интересен. Одесские, да что там, любые энтузиасты, удобны. Они мало что знают, но зато меньше требуют денег. В обществе они нужны ситуативно. Для каких-то краткосрочных программ.
Однако город развивать они не будут. И продолжать строить одесский миф на романтичном и «почти честном» энтузиасте Мишке Япончике я не рекомендую. Как сказал мне однажды мой преподаватель-филолог, это пошло.
На мой взгляд, время «отчаянных и крутых» энтузиастов должно уйти. Но проблема в том, что профессионалы не комфортны: они разбираются в своем деле и задают много ненужных, неприятных вопросов, плюс требуют к себе соответствующего отношения, а с энтузиастом можно обращаться на «ты».
Однако, если мы хотим расти и двигаться в нужном направлении, придется «ставить» на профессионалов. Позиционировать Одессу как другой, интеллектуальный, грамотный город. Формировать, например, так называемый «университетский городок», делать ставки на хорошие мэрские стипендии, вкладывать все «мысли и чаяния» в образование.
Где, например, наши современные одесские ученые? Известные профессора Авенир Уемов и Ирина Матковская доживают уже свою старость. И приемников, насколько мне известно, у них нет.
Кто будет продолжать эту интеллектуальную традицию профессионалов? Почему мы не развиваем этот интеллигентный миф об Одессе? А ведь его нужно взращивать. Потому как существование энтузиастов — это не лучший вариант развития событий, не правильный, я бы сказала.