Жизненная мудрость и праведный образ жизни наших предков прописаны в обычаях, праздниках, обрядах и фольклоре. Крепкими узелками они связали нашу нацию в единое целое, сохранив ее идентичность, наполнив украинцев живительным и неисчерпаемым духовным источником.
Празднично-обрядовая культура Украины базируется на древних ритуалах и традициях. Больше всего их приходится на рождественско-новогодний цикл, связанный с возрождением нового солнца.
На Любашевщине издавна занимаются сохранением культурных традиций края, народных праздников. Для этого еще в 2012 году представители благотворительного фонда «Родной край» организовали фестиваль-конкурс народных праздников и обрядов «Рождественские песнопения».
Выбор недаром пал на зимний период, ведь он щедр на колядки, щедривки, посевные и крещенские песни, а также — гадания. Это, прежде всего, празднование:
Впоследствии в Любашевке стартовал фестиваль народных гуляний «Зимние праздники и обряды». Творческие коллективы мастерски воспроизводили весь колорит украинских ритуалов — с танцами, песнями, гаданиями, традиционными персонажами и угощениями.
Вечер перед Рождеством называется Сочельник. Каждая семья с волнением ждет, когда на небе появится первая звезда, чтобы сесть за предрождественский стол. В этом году по новому календарю будем праздновать 24 декабря.
На Сочельник готовят 12 постных блюд, символизирующих каждый месяц года и апостолов Христа. По углам стола ставят головки чеснока, которые защищают всю семью от злых духов. Главное блюдо — кутья. Ее готовят из толченой пшеницы и заправляют маком, медом, изюмом, орехами. Обязательно ставят узвар, вареники с картофелем или капустой, постный борщ с грибными ушками, постные голубцы из тертого картофеля, грибную подливу, фасоль, горох, тушеную капусту, лампухи (пончики), соленья и овощи. Помолившись, приступают к праздничной трапезе. Блюда со стола не убирают, поскольку ночью в дом приходят духи предков, чтобы также поужинать.
По новому летоисчислению православные церкви Европы еще в 1924 году перешли на празднование Рождества Христова 25 декабря. Кроме Вселенского патриарха, в этот день Рождество празднуют Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Румынская, Элладская и многие другие православные церкви. С сентября 2023 года Православная церковь Украины и Украинская греко-католическая церковь также перешли на новоюлианский календарь. В то же время в ПЦУ отмечали, что верующие могут отмечать церковные праздники как по новому, так и по старому календарю.
В целом более 75 процентов православных мира считают праздником именно 25 декабря, и только около 25 процентов продолжают придерживаться другой даты, 7 января. Среди последних — Иерусалимская, русская, Сербская, Грузинская и украинские православные церкви.
Празднование Рождества традиционно начинается с церковной службы. Затем семья собирается за праздничным завтраком. Вечером наступает пора колядок, а на стол ставят блюда: буженину, домашнюю колбасу, кровянку, холодец, сладости.
В период Рождественских праздников можно вдоволь полакомиться всякими вкусностями, самые популярные из которых — пончики. Еще с давних времен они являются сладким символом Рождества и традиционным блюдом на праздничном столе. Чаще всего их пекут с маком, вишневым или розовым вареньем. Некоторые хозяйки в Сочельник любят подшучивать над гостями и кладут в пампушки всевозможные символические начинки.
По поверью, у того, кому попадется пончик, начиненный солью, весь год пройдет в нелегком труде. Если вместо мака попался перец, следует готовиться к сюрпризам в новом году. Кто попробует пончик с копейкой внутри, тот разбогатеет. А начинка из меда свидетельствует о любви или скорой свадьбе.
Вертепные действа своими корнями уходят еще в глубокую древность. Удивительно колоритных вертепников можно встретить в Агафиевке, что на Подольщине.
За 72 года, с тех пор как бойков с корнями вырвали из родного села Михнивец, что в западной Бойковщине, и переселили в засушливые степные села Агафиевка, Пилиповка и Романовка, они не распылили своих древних традиций. Долгожительница Анна Пришляк рассказала, что на Сочельник образы одевают в праздничные полотенца, скамьи застилают коврами, пол — домоткаными дорожками. Хозяин ставит под иконами Дидуха, растряхивает сено по полу. Пучки сена, зелье и чеснок кладут на углы стола, который накрывают праздничной скатертью. Затем кладут хлеб, кутью, 12 различных постных блюд, зажигают свечу. Дети катаются по сену, чтобы были здоровы и чтобы в доме добро не переводилось. Еще обвязывают фруктовые деревья соломенными перевеслами и пугают их топором, чтобы родили обильно, связывают ложки после ужина, чтобы в следующем году скот не разбредался по пастбищу или чтобы семья была вместе и тому подобное.
В первое после переселения Рождество 1952 года ряженые в древние обрядовые маски бойковские вертепники ходили из дома в дом поздравлять людей с рождением Иисуса Христа. В советское время запрещалось открыто проводить такие действа, поэтому бойковским переселенцам приходилось делать это тайно.
Вертепники ходят по селу и колядуют:
Со святым Рождеством поздравляем,
Всем здоровья вам желаем:
Хозяину — на волы,
Хозяйке — на наседки,
Парням-девушкам — на гуляния,
Малым детям — забавы,
Христу-Богу — величание!
Обязательными участниками живого вертепа являются Пастушки, Цари, Ангел, Ирод, Мойша, Цыган, Смерть, Черт, Солдат и другие персонажи. Традиционно сюжет разворачивается вокруг библейской истории рождения Иисуса Христа.
Ежегодно театрализованный коллектив, который по бойковской традиции ходит по селу, с радостью принимают в каждом доме. Появление вертепников в колоритных костюмах вызывает восхищение, ведь, поздравляя хозяев с Рождеством Христовым, они приносят в дом радость и Божье благословение. Пастушки поздравляют и посевают пшеницей, рожью, зернами льна, яблок или груш, Цари Христа прославляют. Комические роли отведены стилизованным фигурам — Черту, Смерти с косой, Ироду.
Со старшим поколением уходит в небытие и говор жителей западной Бойковщины. Правда, с тех пор, как в Агафиевке возведен греко-католический храм, там еще поют по-бойковски «Многії літа». С появлением в селе греко-католического священника Романа-Павла Монтецкого вернулась традиция ходить по селу и освящать помещения. До недавнего времени в сельском клубе существовал музей бойковской культуры и быта. Сейчас же крохи из его многочисленных экспонатов хранятся в школе.
На период зимних праздников больше всего приходится традиционных гаданий — на протяжении всех Рождественских праздников до Крещения.
Гадания были разными:
Молодым всегда хочется заглянуть в будущее, и они верят, что именно в эти волшебные вечера таинственная Судьба услышит их и даст ответ, с кем суждено обручиться.
В следующих номерах газеты мы расскажем об остальных зимних праздниках и традициях их празднования.
В поселке Бородино еще до войны при поддержке государства был построен социальный Центр для пострадавших… Читать далее
На побережье Одесской области выбросило очередную морскую мину, которая была оперативно уничтожена украинскими военными. Об… Читать далее
14 февраля 2023 года военный Виталий Верес получил тяжелое ранение во время обороны Бахмута, когда… Читать далее
Сентябрь. Налилась красным цветом калина, которая является одним из символов Украины. Коллектив областного центра национальных… Читать далее
16 сентября 2024 года жители Одессы и региона ощутили подземные толчки. В домах качались люстры,… Читать далее
Второго сентября, в день рождения художника, которому должно было исполниться 70 лет, в медиацентре Любашевской… Читать далее