В Болграде супружеская пара Семена и Натальи Баурда создала не просто пасеку, а настоящий бизнес, который привлекает внимание даже зарубежных покупателей. Кочевая пасека и эксклюзивные сорта меда – это далеко не все, чем они удивляют своих поклонников. Как им удалось превратить хобби в бизнес и чем именно они могут поразить своих клиентов, узнавалo «Одесская жизнь».
Ключевые моменты
Семья Баурда из Болграда превратила обычное хобби в прибыльный бизнес по производству уникальных сортов меда.
Их пасека является кочевой — ульи перемещают между районами, чтобы получить разные ароматы и сорта меда.
Супруги внедряют современные технологии: видеонаблюдение на солнечных батареях, новое оборудование для откачки меда.
Баурда создали «Медовый центр» в Болграде, где проводят детские экскурсии с конкурсами, дегустациями и обучающими играми.
Их бессарабский мед покупают не только в Украине, но и в Румынии, Болгарии и даже в Норвегии.
Семен Баурда работает в Болграде водителем школьного автобуса, а его жена Наталия – бухгалтером в реабилитационном центре для людей с инвалидностью. Пасека – это хобби, которое переросло в семейный бизнес.
– Началось с того, что мой муж захотел иметь дома свой натуральный мед, и пятнадцать лет назад мы купили первые два улья, – рассказывает Наталия Баурда. – В нашем роду никто не занимался пчелами, совсем не было опыта, мы начинали с нуля. Потом у нас стало пять ульев, начали подключать к работе сына Николая, он нам помогал.
Однажды наш четырнадцатилетний Коля посчитал и заявил, что пять ульев – это не рентабельно. Он сказал: «Родители, пожалуйста, либо занимайтесь этим серьезно, либо не тратьте время».
И вот на семейном совете мы решили развивать пчеловодство. Стали увеличивать пасеку – у нас стало 15, потом 30, потом 50 ульев. На сегодняшний день у нас 70 пчелиных семей.
– Но дело не в количестве, а в том, что мы стараемся производить очень широкий ассортимент меда, – продолжает Наталия. – У нас пасека кочевая, она перемещается Измаильским и Болградским районами, иногда и дальше: ульи ставим на платформу и в течение сезона переезжаем с места на место. За сезон меняем как минимум 4-5 локаций, что позволяет получить разный мед. Мы стараемся находить такие места, такие культуры, которые дадут интересные сорта меда, редкие. Например, в селе Котловина, что в Ренийской громаде, фермеры традиционно занимаются семеноводством – там есть поля с белой горчицей, кориандром и другими семенными культурами. Мед, который пчелки собрали на белой горчице, имеет тонкий вкус, который не оставляет послевкусия. А у кориандрового меда, наоборот, длинное и яркое послевкусие.
Есть культуры, которые цветут одновременно, и нам приходится делить пасеку: например, тридцать ульев везем на лавандовое поле, остальные – на кориандровое. Конечно, это дополнительные хлопоты и расходы, ведь пасеки нужно еще и охранять. Иногда есть сторож, который постоянно живет на пасеке, иногда мы дежурим в коллаборации с другими пчеловодами. В последнее время начали устанавливать камеры видеонаблюдения, которые заряжаются от солнечных батарей. В целом оборудования у нас немало, мы идем в ногу со временем.
– Наталия, вы сказали про коллаборацию с другими пасечниками – у вас коллективные стоянки?
– Нет, но мы сотрудничаем со всеми пчеловодами. Раньше старые пчеловоды считали правилом держать свои наработки в секрете, ни с кем не делиться, а мой муж считает, что информацией, опытом нужно обязательно обмениваться. К нему обращаются коллеги за советами, он спрашивает. Семен дружит со многими пчеловодами из Вилкового, из Закарпатья – и вместе мы достигаем лучших результатов.
– Семьдесят ульев – это много, вы сами справляетесь или привлекаете помощников? Например, трудоемкий процесс – откачивать мед.
– Старые пчеловоды действительно жалуются, что это тяжело. Да, если работать дедовскими методами, а у нас есть новое современное оборудование, и поэтому мы справляемся вдвоем. Например, есть новые медогонки, в которых практически нет ручного труда. Там стоит двигатель, он крутит, вы только перемещаете рамки с медом. Очень много есть интересных приспособлений для облегчения работы пчеловодов, мы каждый год стараемся что-то новое себе приобрести. Только когда перевозим пасеку, нужны помощники.
– Видим, что вы участвуете во многих ярмарках и предлагаете покупателям как традиционные сорта меда – акациевый, рапсовый, разнотравье, так и редкие вкусы – лаванда, горчица, кориандр. А чем еще можете удивить?
– В этом году мы начали делать медовое драже. Это такие маленькие конфетки, которые содержат пыльцу, прополис, мед и воск. Достаточно 10-12 драже, чтобы организм получил суточную норму микроэлементов и витаминов.
Все знают о пользе пыльцы, мы ее собираем специальными устройствами. Но как заставить себя или ребенка съесть пыльцу в сухом виде? Это даже неприятно. А в смеси с медом и прополисом получились вкусные и полезные конфеты, которые мы делаем на специальном устройстве.
Многие еще любят орешки с медом, но этим уже никого не удивишь.
На каждый товар есть свой покупатель. Каждый должен попробовать и найти тот вкус, который нравится именно ему. Есть люди, которым нравится только свежий мед, при этом они хотят знать, с каких именно полей он собран. Мой муж ведет страницу в Фейсбуке, где все показывает и рассказывает о буднях нашей пасеки.
– А еще я слышала, что можно посетить в Болграде ваш «Медовый центр» и примерить костюмы пчеловодов.
– Одно из направлений нашей работы – это проведение экскурсий для детских групп. Мы готовим для них специальную программу с конкурсами, викторинами и призами.
Дети узнают о всем процессе пчеловодства, держат в руках инструменты. Более того – надевают костюмы пчеловодов, фотографируются в них и получают очень много эмоций.
И, конечно, мы угощаем их нашими медовыми продуктами. Стоимость такой экскурсии – сто гривен на ребенка, к нам приходят целыми классами. Мне кажется, я уже знаю почти всех детей нашего города.
– Наталия, вы развиваете апитерапию, в частности, лечение биополем пчелиной семьи?
– У нас дома сделан лежак над четырьмя ульями, но мы его используем только для себя. Это приятные и интересные ощущения. Когда я впервые попробовала, то потерялась во времени. Прошло каких-то пять-десять минут, а мне показалось, что больше часа. Рекомендуется в первый раз находиться рядом с пчелами не больше 15 минут.
Их жужжание, запах меда, воска – это очень хорошо для нервной системы.
– Нередко слышу жалобы от пчеловодов на то, что пчелы страдают от ядохимикатов, которыми обрабатываются поля.
– У нас нет проблем, потому что мы договорились и работаем с фермерами совместно. Мы заранее узнаем, что и где они планируют сеять, а фермерам выгодно, когда пасека рядом, и пчелы активно работают.
Партнеры стараются обрабатывать поля в ночное время, они нас заранее предупреждают, чтобы мы приняли меры предосторожности.
В этом году у нас была другая проблема – пожары. Лето было очень жарким, все высохло. У нас на пасеке было три случая, когда к полю приближался огонь. Вызывали пожарных, сами фермеры пригоняли тракторы и окашивали поля.
– Многие жители юга Одесской области заметили, что в этом сезоне в природе было меньше пчел. Это действительно так?
– Этот год вообще не очень удачный для пчеловодов из-за климатических «качелей». Весной сначала было тепло, и пчелы начали активно работать. Потом резко похолодало, а наши труженицы уже заложили расплод, и это было не очень удачно для развития пчелиных семей. Потом ударила сильная засуха – и многие медоносные культуры не дали того, что ожидалось. Например, акация дала очень мало цветов, в этом году чистого майского меда у нас в регионе просто нет. В целом в этом году меда меньше, чем в прошлом.
– Расскажите, пожалуйста, кто покупает ваш мед, кроме земляков?
– У нас есть покупатели из Одессы, Измаила, мы даже в Днепропетровск посылки отправляем. В начале большой войны многие мамы с детьми уехали за границу и просят нас выслать домашний мед. Он едет в Румынию, Болгарию и даже в Норвегию.
– Николай, ваш сын, который подтолкнул к прогрессу, наверное, уже совсем взрослый…
– Да, он женился. Наша невестка совсем ничего не знала о пчелах, но втянулась в процесс с первых дней. Она не боится. Уже ездила с нами на откачку меда и отлично справлялась с работой.
А еще хочу сказать, что у нас очень хорошие соседи, которые полностью принимают наших пчел, даже оставляют им воду. Более того, разводят розы – чтобы наши пчелки их навещали. Знаю, что у пчеловодов бывают конфликты с соседями, а у нас – полное взаимопонимание.
Читайте также:
13 декабря в результате переговоров Беларусь освободила более ста гражданских лиц, которые ранее находились в… Read More
В субботу, 14 декабря, в Одессе и области ожидается спокойная зимняя погода без опасных явлений.… Read More
После ночных обстрелов Арциз и близлежащие села остались без электричества. Власти города сразу предупредили: быстрого… Read More
Сегодня, во время одной из самых мощных атак по Одессе загорелся дом мужчины, который уже… Read More
После мощной атаки на энергетическую инфраструктуру Одесского региона без света остались тысячи домов. Энергетики говорят… Read More
После мощного ночного удара по энергетической инфраструктуре Одесса и область остаются в сложной ситуации. Власти… Read More