Статьи

От Одессы до Балты: с чего начиналась украинская железная дорога

17 мая 1863 года в Одессе состоялась торжественная церемония освящения начала строительства первой в Украине железной дороги от Одессы до Балты протяженностью 213 км. На работах было занято около 30 тысяч человек.

Одесская железная дорога является одной из старейших в Украине. Ее длина — 4 тысячи 169 километров. Обслуживает шесть областей, пролегает через 65 городов, 134 поселка городского типа, 9 морских и 3 речных порта.

Финансы предоставили купцы

Первый поезд пустили в декабре 1865 года. Также регулярное движение поездов началось на линии Раздельная-Кучурган.

Чтобы отправлять хлеб и товар, ананьевские купцы профинансировали строительство железной дороги от города Балта до села Жеребково. Неподалеку основали станцию Чухачевка, названную в честь тогдашнего руководителя Одесского железнодорожного и морского транспорта адмирала Чухачева.

Сразу же Ананьевское земство отвело землю под строительство почтовой дороги между селом Жеребково и городом Ананьев протяженностью 15 верст и 250 саженей.

Местным землевладельцем Гижицким было возведено трехэтажное здание железнодорожной станции. На первом этаже были станционные помещения, а на втором и третьем проживали рабочие железной дороги.

Станции Любашевка — 156 лет

В 1868 году железнодорожная колея пролегла от Балты до Ольвиополя (ныне Первомайск Николаевской области). На этом отрезке железной дороги заработала станция Любашевка, где было построено грандиозное трехэтажное здание вокзала, которое до сих пор остается самым высоким сооружением (если не учитывать элеватор) в поселке.

Несмотря на свой почтенный возраст, станция Любашевка находится в прекрасном состоянии. Памятник архитектуры знаменит и тем, что в середине 80-х годов XIX века в одной из квартир жил вместе с семьей будущий заслуженный артист Государственного академического Малого театра и киноактер Степан Кузнецов. Его отец Леонид Карпович арендовал станционный буфет, а сын помогал ему кормить пассажиров.

Степан Кузнецов

Открытие станции поощрило землевладельцев к развитию зернового хозяйства и перерабатывающих предприятий. Так, помещица Малиновская построила в селе паровую мельницу, а на базе местных залежей глины и песка — кирпичный завод.

Станция Заплазы в селе Солтановка

В 1910 году через станцию прошло два с половиной миллиона пудов грузов, из них — полтора миллиона пудов хлеба.

В начале Второй мировой войны станцию бомбила вражеская авиация, но ни один снаряд не нанес сооружению вреда.

В 2000 году здесь провели капитальный ремонт, обновили и внутренние помещения. Здание, по замыслу архитектора, защищено от вибрации курсирующих грузовых и пассажирских поездов. За годы существования на стенах не появилось ни одной трещинки.

«Ну что, будешь машинистом?»

Машинист М. Добровольский

Немало жителей Любашевки принадлежат к профессии железнодорожник. Среди них — потомственный железнодорожник Николай Добровольский.

Как-то, перелистывая подшивку газеты «Хлебороб» за 1980 год, наткнулся на статью «А машинистом будет» за подписью заведующей детского сада Нины Трыхиной. В ней шла речь о ее семилетнем воспитаннике Николе, который рассказал, что хочет водить электропоезда, как его отец Петр Добровольский. Отец мальчика всю жизнь трудился на железной дороге, начав сборщиком состава, а затем — машинистом тепловоза. Когда возвращался из очередного рейса, надевал сыну форменный картуз, подбрасывал вверх и говорил: «Ну что, будешь машинистом?»

Мечту парень воплотил в жизнь. Он освоил профессию помощника машиниста тепловоза, устроился работать в локомотивное депо Подольска. После службы в Вооруженных силах Украины Николай Добровольский снова вернулся в родной коллектив. Впоследствии продолжил обучение в Одесской технической школе, после окончания которой получил удостоверение машиниста.

Читайте также:

Share
Юрій Федорчук

Народився в селі Острожани Жашківського району Черкаської області. Свою трудову біографію розпочав у 1977 році рибалкою на підприємстві «Гірський Тікич» (Черкащина). Працював формувальником на Київському заводі залізобетонних виробів. Був учасником бойових дій в ДРА (Афганістан). Після здобуття вищої освіти в Ізмаїльському державному гуманітарному університеті почав працювати у журналістиці. Був власкором газети «Одеські вісті». За плідну журналістську діяльність відзначений Почесними відзнаками та грамотами. Лауреат премії ім. Р.М. Палецького, лауреат Всеукраїнської премії ім. С.І. Олійника, лауреат конкурсу «Українська мова - мова єднання».

Recent Posts

  • Новости

«Гроші на ЗСУ!» под дождем: одесситы снова требуют бюджет для армии, а не на ремонты

Сегодня, 17 мая 2025 года, в Одессе, несмотря на дождливую погоду, состоялась очередная акция, которую… Read More

17-05-2025 в 22:58
  • Новости

Зонтик брать? Что готовит погода в Одессе на 18 мая

По данным Гидрометцентра Черного и Азовского морей, завтра, в воскресенье, 18 мая 2025 года, в… Read More

17-05-2025 в 21:28
  • Статьи

Фестиваль «Одессе-610». Первый день: малоизвестные страницы нашего прошлого (фото)

В Одессе стартовал первый день пятидневного фестиваля «Одессе-610», посвященного 610-й годовщине города. Мероприятие, которое продлится… Read More

17-05-2025 в 20:27
  • Новости

На пожаре под Одессой погибли маленькие дети (фото)

Сегодня, в субботу, 17 мая 2025 года, в Одесской области случился пожар, который забрал жизни… Read More

17-05-2025 в 19:19
  • Positive News

Шесть районов Таирово — как строили известный район Одессы

Одесса — город с богатой историей, каждый район которой скрывает собственные секреты и уникальные рассказы.… Read More

17-05-2025 в 18:33
  • Статьи

Тысячи тонн мусора, незаконные гонки и обмеление: в Одессе ищут способ, как вылечить Куяльник

«Куяльник необходимо спасать!» — утверждают не один десяток лет все, кому небезразличен уникальный одесский лиман.… Read More

17-05-2025 в 17:31