Коррупционные разборки с руководством МСЭК нескольких областей привели не к выяснению причин массового получения должностными лицами групп инвалидности и наказания виновных в этом, а к быстрому закрытию МСЭК без четкого понимания, что же будет дальше, до принятия постановления Камбина, являющегося скорее декларацией, чем путеводителем для людей, которые намерены получить инвалидность.
Итак, с 1 января 2025 года функции медико-социальной экспертизы по потере трудоспособности заменяются оценкой повседневного функционирования личности. Ее будут проводить экспертные команды врачей на базе многопрофильных больниц – кластерных (в Одессе это больницы №1, №10, №11) и сверхкластерных или специализированных (областная клиническая больница, региональный противоопухолевый центр). Состав команд будет формироваться в самих медучреждениях.
Но в областной клинической больнице отделения психиатрического направления нет, так что эту профильную группу оценивания, скорее всего, разместят в областном медицинском центре психического здоровья на Слободке, улица Воробьева, 9.
Фтизиатрическое направление лечения сконцентрировано в областном центре социально значимых заболеваний. По этому направлению оценка возможности получить инвалидность может быть организована по адресу улица Леонтовича, 9/1, 11.
Онкологическое направление экспертной оценки будет работать на базе регионального противоопухолевого центра, улица Неждановой, 32.
Читайте также: Кто возглавил Одесский областной МСЭК
Из этого всего можно заключить, что по одному адресу, как было раньше, получить группу инвалидности уже не получится. И для прохождения обследований для оформления документов людям придется хорошо побегать по Одессе на немалые дистанции.
К тому же власти не учли, что городские больницы и так работают с очень большой нагрузкой, ведь туда обращаются пациенты со всей области. Например, отделения областной клинической больницы работают с перегрузкой в два-три раза. Можно только представить, что будет твориться, когда с 1 января к ним пойдет еще огромный поток людей по поводу подтверждения или получения инвалидности.
Врачам, которые раньше только лечили, придется теперь еще и оценивать потерю трудоспособности. Как-то никто не говорит о том, как им с такой нагрузкой справиться и готовы ли они оценивать, потому что им приходится становиться еще и экспертами.
Вы также можете узнать: Реформа МСЭК: что будет взамен и сохранится ли инвалидность
Теперь под каждый случай, под каждого пациента будет формироваться индивидуальный состав экспертной команды. Администратор в заведении будет проверять в электронной системе полноту полученного дела и верно ли система определила специальности врачей и форму рассмотрения случая в соответствии с критериями оценки. После чего система будет определять для дела профильную команду, которая имеет ближайшее доступное время для проведения оценки. Администратор команд не будет знать, в какую команду и на какое время попадет дело, а индивидуальные данные врачей и пациентов будут скрыты друг от друга до дня оценки. Ну чем не Агата Кристи!
Врачи, с которыми общалась по поводу дальнейших перспектив, говорят о полном хаосе, неопределенности новой системы, предсказывают, что оформить инвалидность станет значительно труднее и значительно дороже, потому что проконтролировать деятельность новой структуры будет почти невозможно.
Минздрав планирует полностью отойти от бумажных носителей по оценке состояния человека, заменив их электронными. Идея хорошая, но возникает проблема: когда в районе, где работает учреждение, отключено электричество, часто не работает электронная система, в которую должен зайти врач. Пока в таких случаях, чтобы часами не держать пациента в МСЭК, всегда приходили на помощь бумажные носители информации. Кроме того, опыт свидетельствует, что мошенники отлично и быстро учатся подделывать документы, на которых можно подзаработать. Вопрос, как защитить электронные документы, по которым будут определять группу инвалидности, пока никем не рассматривается.
Еще по теме: Реформа МСЭК: не заберут ли выплаты по инвалидности?
НСЗУ на 1 января 2026 года хочет наладить механизм прохождения экспертной оценки даже при отсутствии самого человека перед глазами экспертов путем использования средств телемедицины. Тоже хорошая идея. Но она не исключает нарушений – кто и за кого будет проходить оценивание, насколько предоставленные человеком документы будут соответствовать его реальному состоянию здоровья. На расстоянии с помощью камеры это не всегда можно установить правильно.
Спорным выглядит также вопрос об обжаловании принятых экспертных решений только на центральном уровне, в Киеве. Ранее жалобы рассматривались сначала на местном и только потом на центральном уровне. Большинство до Киева не доходили, потому что проблему решали на месте. Понятно, что не каждый человек с инвалидностью окажется в состоянии отстаивать свои права, общаясь со столичными экспертами. Почему поступили именно так, ответить сложно.
Независимо от даты принятия решения об установлении инвалидности (с указанием срока повторного осмотра) для лиц с инвалидностью из числа военнослужащих Вооруженных сил и правоохранительных органов спецназначения, лиц рядового и начальствующего состава службы гражданской защиты инвалидность и степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах) продлевается на период прохождение ими военной службы и в течение 60 календарных дней с даты увольнения с военной службы или до даты проведения оценки повседневного функционирования личности.
По мнению юриста Ирины Корженковой, изменение названия органа не гарантирует реальных изменений в системе, которая годами процветала на коррупции и успела выстроить круговую поруку во всех органах, которые должны были бы эту коррупцию предотвращать.
Вероятность эффективных масштабных реформ, таких как ликвидация МСЭК и проверка сомнительных решений, вызывает вопросы. Учитывая предыдущий опыт реформирования военно-врачебных комиссий (ВЛК), есть риск, что ситуация может повториться. Реализация таких изменений требует значительных ресурсов, времени, качественно разработанных политик и переаттестации работников (или набора новых). В данном случае ничего этого еще нет.
Что нужно сделать обязательно? Вместе с Офисом Генерального прокурора упорядочить правила начисления заработных плат и пенсий прокурорам, а также обеспечить социальные гарантии для тех, кто имеет инвалидность и работает в прокуратуре. Кроме того, необходима повторная проверка решений МСЭК, устанавливавших инвалидность прокурорам.
Вместе с Государственной пограничной службой Украины пересмотреть вопрос о выезде за границу бывших чиновников с инвалидностью.
Также Национальное агентство по предотвращению коррупции должно разработать и подать в Кабинет министров изменения в законы, предусматривающие уголовную ответственность для членов МСЭК за незаконное обогащение и возможность гражданской конфискации их имущества.
Полный пересмотр инвалидностей для всех получивших их людей создаст риски для людей с реальными проблемами, повысит административную нагрузку и может привести к несправедливому лишению помощи. Альтернативой могла быть постепенная реформа с проверкой только спорных случаев.
Реформа МСЭК должна быть постепенной и взвешенной, включая переаттестацию и переобучение работников. Иначе изменение названия рискует потянуть всю старую систему за обновленный фасад институции.
На фото: здание одесского областного МСЭК
Уборка мусора на стройке — это бесконечный процесс, который выполняется постоянно в процессе работы. Строительные… Read More
В Одессе полицейские устанавливают обстоятельства смертельного ДТП в Хаджибейском районе города, когда под колесами автобуса… Read More
В декабре 2024 года «Укрпочта» начала выплачивать тысячу по программе «Зимова єПідтримка». Получить ее могут… Read More
24-летний житель Черноморска по указаниям неизвестного куратора повредил девять зданий, среди которых амбулатория, отделение почты… Read More
Частная украинская авиакомпания SkyUp Airlines анонсировала запуск регулярных прямых рейсов из Кишинева (Молдова) в популярные… Read More
Завтра, в четверг, 12 декабря 2024 года, в Одессе и Одесской области продолжают действовать стабилизационные… Read More