Новости Одессы и Одесской области

Разрушенная Одесса: что сделала россия с Политехом, медцентром “Тарус” и жилым домом (видео)

«Одесская жизнь» побывала на проспекте Шевченко, наиболее пострадавшим от российской ракетной атаки 14 июня, чтобы показать своим читателям и зрителям, насколько масштабен нанесенный городу и его жителям урон. А также рассказать, как одесситы справляются с последствиями российского удара и кто им помогает.

«Одесская жизнь» поговорила с пострадавшими от ракетной атаки 14 июня и выяснила, каков масштаб нанесенного им ущерба и кто помогает людям справляться с последствиями взрыва.

Бизнес-центр «Шевченковский»: клиника «Тарус»

Больше всего во время ночного обстрела на проспекте Шевченко пострадал бизнес-центр «Шевченковский». Обломки ракеты полностью пробили верхние этажи здания, а взрывная волна не только выбила стекла, но и повредила несущие конструкции. Утром 14 июня председатель бюджетной комиссии Одесского горсовета Алексей Потапский заявил, что дом скорее всего придется сносить.

Тарус2
Тарус3
Тарус4
Тарсу5
На проспекте Шевченко

В бизнес-центре, в том числе, располагалась старейшая одесская клиника лазерной коррекции зрения «Тарус». По словам ее директора, Руслана Щипуна, ровно за два месяца до взрыва компания успела отметить свое 25-летие. После трагической ночи помещения клиники не подлежат восстановлению, а 30% дорогостоящего высокоточного оборудования оказалось уничтожено.

Тарус
Тарус6
Тарус7
Тарус8
Тарус9
Тарус10
Тарус11
Тарус12
Тарус13

«После взрыва масштаб разрушения был таким, что мы думали, ничего не удастся сохранить. Окна были выбиты, рамы вдавлены, внутри валялось огромное количество осколков. Одна из внутренних стен просто «уехала» на полметра. В эпицентре взрыва оказалась операционная, в которой повредило все оборудование – некоторые приборы пролетели 8-9 метров, они не подлежат восстановлению», – рассказывает директор «Таруса» Руслан Щипун.

Директор "Таруса" Руслан Щипун

Руслан Щипун

Навесные потолки рухнули, а стеклянные и алюминиевые перегородки между кабинетами превратились в груды строительного мусора. Большинство разбитых окон уже закрыли OSB-плитами, а медицинское оборудование «откопали» из-под обломков при помощи неравнодушных одесситов.

«Нам очень помогли волонтеры, которые сами к нам пришли и первые дни, разгребали стекла. Мы получили огромную поддержку от людей из соседних домов. Одна девушка принесла бутерброды, термос с чаем. Худенькие девочки гребли это стекло, чтобы помочь нам добраться до оборудования. Огромное спасибо всем, кто нам помогал», – говорит Руслан Щипун.

Многие высокоточные аппараты пришлось отправить на экспертизу, так как лечить зрение некачественным оборудованием просто опасно. Масштаб убытков «Таруса» крайне значительный – некоторые аппараты здесь стоили более 100 000 евро. Но, несмотря на то, что медтехника была застрахована, получить за нее компенсацию не получится – страховка не покрывает военные риски. По словам Руслана Щипуна, официальные власти также пока не обращались к клинике с предложением о помощи. Пока «Тарусу» помогают только одесситы и профессиональное сообщество.

«Один из коллег, очень уважаемый в городе офтальмолог, пришел сюда и передал нам часть денег, которые он заработал, оперируя бойцов ЗСУ на линии фронта. Он сказал: «Или мы все вместе выплывем, или мы все вместе утонем», – отмечает Руслан Щипун.

Директор клиники "Тарус" Руслан Щипун

Сейчас клиника нашла новое помещение и планирует открыться уже 1 июля. Однако «Тарусу», по словам Руслана Щипуна, очень нужна помощь профессионалов – юристов и строителей, а также волонтеров. Для сбора финансовой помощи клиника открыла отдельный сайт и обещает отчитаться о каждой потраченной гривне.

Сейчас задача клиники – восстановить хотя бы лечебно-диагностический прием, так как многие пациенты имеют сложные заболевания (например, заболевания глаз, связанные с диабетом) и без помощи врачей могут просто ослепнуть.

Проспект Шевченко 4Б: ЖК «Бочки»

В непосредственной близости от бизнес-центра на проспекте Шевченко находится ЖК «Бочки», который также значительно пострадал от взрыва. По словам местных жителей, ударная волна повредила более 100 из 200 имеющихся здесь квартир, а лифт в одном из подъездов теперь не подлежит эксплуатации.

ЖК Бочки5

Наутро после ракетной атаки во дворе дома было такое количество осколков, что местным жителям пришлось самостоятельно выйти на субботник.

«Асфальт и газоны были усеяны битым стеклом, палками, досками. Мы вышли и все это убирали. Даже пылесосом чистили, потому что у многих еще и животные есть, и с ними тут просто невозможно было гулять», – рассказывает врио председателя местного ОСМД Виктор Крыс.

ЖХ Бочки, врио председателя ОСМД

Виктор Крыс

По словам мужчины, в первые дни после взрыва местным жителям бесплатно раздавали стройматериалы, которые могли помочь пострадавшим защитить свои квартиры.

«Огромное количество организаций привезли сюда ДСП, ДВП, клей, жидкие гвозди, молотки, пилы, целлофан – все, что могло хотя бы на время прикрыть зияющие пустоты. Все это раздавали тут совершенно бесплатно. А сейчас люди активно начали возить окна. Десяток квартир уже их ставят», – отмечает Виктор Крыс.

ЖК Бочки2
ЖК Бочки3
ЖК Бочки4
ЖК Бочки
ЖК Бочки6

По словам мужчины, городские власти обещали оказать пострадавшим финансовую помощь. Поэтому сейчас по квартирам ходят представители горсовета и полиции, оценивают масштаб ущерба и составляют акты об убытках. Кроме того, гуманитарные организации обещают выделить жильцам единоразовую помощь в размере 6 660 гривен на человека. Однако пока жители ликвидируют последствия собственными силами. Кто-то уже заказал новые стеклопакеты, у кого-то оконные проемы до сих пор затянуты пленкой, а в каких-то квартирах не ведется никакой ремонт.

«Не все люди сейчас живут в этом доме: многие вообще находятся за границей, или на фронте. Некоторые квартиры стоят пустые, и никто акты на них не оформляет. Но люди сейчас начали приезжать потихоньку. Я надеюсь, что все это дело приведут в порядок», – отмечает Виктор Крыс.

Одесский национальный политехнически университет

Одесский Политех также сильно пострадал от ракетного обстрела 14 июня. По информации заместителя проректора по административно-хозяйственной части Дмитрия Щербины, в 8 корпусах учебного заведения были повреждены 1782 окна, 350 дверей, 1000 квадратных метров витража и 1800 квадратных метров кровли. Взрывная волна «достала» даже те здания, которые находились в глубине проспекта Шевченко. Больше всего пострадал 2-й учебный корпус 1956-го года постройки.

Политех
Политех2
Политех3
Политех4
Политех5
Политех6
Политех7
Политех8

«У 2-го корпуса взрывной волной снесло крышу, а перекрытия там – так называемая дранка – деревянные балки и глина. Если пойдет дождь, все это намокнет и может просто обрушиться. Мы, конечно, что могли – сделали: временно закрыли крышу пленкой», – говорит Дмитрий Щербина.

Взрывная волна также повредила внутренние стены и перегородки – некоторые из них просто обвалились, на других видны значительные трещины. Пострадало и техническое оборудование.

«Каждый пятый компьютер перестал включаться. Я не знал, это уже компьютерщики сказали, что у материнских плат есть такое свойство – они ломаются от сильной вибрации, в данном случае от взрыва», – объясняет Дмитрий Щербина.

Политех9
Политех10
Политех11
Политех12
Политех13
Политех14
Политех15

По словам сотрудника вуза, в первые дни после ракетной атаки на помощь университету пришли студенты, их родители и выпускники.

«Мы распределяли людей по комендантам корпусов по 10-25 человек. Прежде всего это была уборка осколков. Мы выбивали остатки стекол всем, чем могли, и иногда резали о них руки. Это были тонны осколков, которые мы сносили в огромные контейнеры – их нам предоставила наша мусоровывозящая компания. Я уже сбился со счета, сколько таких контейнеров мы заполнили. Штук 7-10», – вспоминает представитель университета.

Предварительная сумма ущерба, нанесенного университету, по словам Дмитрия Щербины, составляет не менее 150 миллионов гривен. Министерство образования уже запросило отчет об убытках, но будут ли они погашены полностью, пока никто не знает. Сейчас университет собирает помощь в рамках своей Благотворительной организации «Фонд «Наука і освіта ХХІ» и думает, как сохранить здание от дальнейших повреждений.

«Самая большая подлость в том, что здание уцелело, но оно не пригодно для учебного процесса. С 1 сентября нам уже рекомендовали выходить на очную форму обучения, мы все на это уже настроились, потому что дети целых три года учились онлайн. Но сейчас ни о каком учебном процессе речи не идет, наша задача – сохранить здание от попадания влаги и дальнейшего разрушения, потому что впереди зима», – заключает Дмитрий Щербина.

Читайте также: Работники «Таврии В», обгоревшие на складе от ракетного удара по Одессе, поехали лечиться в Австрию.

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции