24 июня в славянских странах отмечают языческий праздник Ивана Купала, который совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи. С древности об этом дне существовало множество поверий и считалось, что в это время активизируются темные силы, особенно ведьмы.
Именно в ночь на Ивана Купала сжигали чучела ведьм и таким образом изгоняли нечистую силу. А случалось, что на костер попадали и сами работницы оккультных наук.
В Украине всегда любили рассказывать мистические истории, особенно о ведьмах, которые чего только ни умеют – на метле летают, чужих коров доят, в черных кошек превращаются и знаются с самим «лысым дидьком», то есть чертом. Почти в каждом селе как минимум одну из жительниц обязательно считали колдуньей – «солохой», как иногда называли ведьм. И хотя дом ее обычно обходили десятой дорогой, при нужде первым делом бежали за помощью именно к ней.
Читайте также: «Китайки» и борьба за венки: как отмечали Ивана Купалу в Одесской области?
Это вовсе не означает, что колдовство у нас в стране было официально разрешено – любая, кого признавали ведьмой, по закону могла поплатиться жизнью за свое «несанкционированное» увлечение. Об этом говорилось в «Правах, по которым судится малороссийский народ», в разделе «О чародеях и волшебниках». Там черным по белому было записано, что в случае доказанной вины колдуна (равно как и колдунью) следует «смертию казнить – живаго сжечь». Впрочем, доказательная база в те времена была весьма ненадежной: чтобы суд посчитал женщину виновной, достаточно было поймать ведьму на ворожбе или просто, взглянув ей в глаза, произнести вслух: «Ты ведьма!».
Однако, несмотря на это, украинских колдуний на костер отправляли редко. Чаще с них брали честное слово, что колдовать они больше не будут, и отпускали восвояси. За всю историю в Украине за колдовство казнили всего 13 человек.
Ведьмы делились на «белых» и «черных». Белые умели лечить. Даже в случае смерти пациента суд принимал во внимание благие намерения ведьмы. Ну а с черными дела обстояли более сурово. Если в селе начинал вымирать скот или случалась засуха, селяне даже не сомневались, кто виноват. Они устраивали подозреваемой в колдовстве самосуд и жестоко с ней расправлялись.
Первой жертвой «охоты на ведьм» в Украине стала некая Настя Чагровна из половецкого рода. Она была любовницей князя Ярослава Осмомысла. В 1171 году бояре обвинили ее в колдовстве и сожгли, а князя заставили вернуться к законной жене. Через 500 лет в борьбе с ведьмовством отметился и гетман Иван Брюховецкий. Однажды его беременная жена заболела и даже потеряла ребенка. Гетман решил, что на нее навели порчу и, недолго думая, отправил на костер шестерых женщин, которых заподозрил в колдовстве. Среди них была даже жена гадячского полковника.
Читайте также: Еневдень: праздник с травами, живильной водой и гаданием
Впрочем, к работницам оккультных наук не всегда относились враждебно. Многие казаки даже брали ведьм в жены и очень гордились, что им удалось подчинить себе ту, которой сам поп не указ. Среди запорожских казаков также было принято брать колдуний с собой в походы – там они гадали для казаков и пытались приворожить удачу. А вот если такая сивилла попадала в плен к полякам, они ее обязательно казнили.
Хотя магия в Украине и считалась чисто женским делом, ею занимались и мужчины. Правда, относились к ним по-иному. Если с женщинами не особо церемонились, то мужчин-ведьмаков уважали. Считали, что они могут контролировать не только нечистую силу, но и самих ведьм. Магией владели и многие запорожцы.
В 1735 году за колдовство судили Марию Танскую, дочь полковника Семена Палия и жену полковника Антона Танского, которые также считались колдунами. Семен Палий был известным характерником, то есть лыцарем-колдуном. А Антона Танского в Украине считали упырем, или вампиром.
Самым мистическим местом в Украине был Киев, особенно знаменитая Лысая гора, куда слетались на шабаш не только украинские, но и белорусские и литовские ведьмы. По преданию, в этой горе когда-то были зарыты сокровища и древние идолы, которые привлекают ведьм и сейчас. Сто лет назад таких гор в Киеве было больше десяти, а сейчас осталось только четыре. Кстати, на одну из них – на левом берегу Днепра – и летала булгаковская Маргарита.
В Киеве до сих пор помнят рассказы о двух местных ведьмах-подружках Ирице и Босорке. Все их прогулки по городу и вылазки в кабаки обязательно сопровождались хулиганскими проделками. Подружки переодевались то в барынь, то в бродячих гадалок. А с собой носили мешок, в котором сидел серый кот. Напившись в шинке горилки, дамы выпускали на стол кота, который по-хозяйски разваливался и начинал умываться. Тот же, кто делал ведьмочкам замечание, тут же обнаруживал в своих карманах мышей. В полицейском участке жалоб на Ирицу и Босорку скопилось множество. Это надоело городским властям, и в один прекрасный день ведьм просто выдворили из Киева. А после их ухода, как говорят, в каждом киевском доме появилось по серому коту.
Фото: из открытых источников
Читайте также:
Начальник Одесской городской военной администрации (МВА) Сергей Лысак поручил усилить систему оповещения о воздушной тревоге… Read More
Хозяйственный суд Одесской области частично удовлетворил иск прокуратуры и наложил арест на здание Одесского дельфинария… Read More
Исполняющий обязанности Одесского городского головы Игорь Коваль подписал распоряжение об увольнении заместителя мэра Валерия Силина,… Read More
Президент Владимир Зеленский анонсировал новую программу «УЗ-3000», по которой украинцы смогут бесплатно путешествовать по стране… Read More
В центре Одессы, возле памятника Дюку де Ришелье, началась реконструкция полуциркульного дома Завадовского. Историческое здание… Read More
В Одессе обсудили планы развития города и подготовку к новому бюджетному году. Власти намерены провести… Read More