Украина получает грант в размере 27,5 миллиона евро от Италии для восстановления культурного наследия, и одесские музеи не остались в стороне от этой помощи. Эти средства пойдут на реставрацию поврежденных во время войны памятников архитектуры, в частности известных музеев, таких как Одесский национальный художественный музей и Одесская областная филармония. Как именно эти деньги помогут в восстановлении и что делается уже сегодня, рассказываем далее.
Еще до начала полномасштабного вторжения отдельные зарубежные благотворительные фонды и правительства нескольких стран оказывали помощь для реставрации выдающихся памятников архитектуры Одессы. После 24 февраля к немалому количеству проблем относительно состояния жемчужин местной архитектуры добавились новые — защита и устранение последствий вражеских попаданий.
Несколько лет назад европейское сообщество основало Конференцию по восстановлению Украины — Ukraine Recovery Conference (URC), которую ежегодно проводят в разных городах Европы. Мероприятие было создано для восстановления и долгосрочной реконструкции Украины после полномасштабной российской агрессии. С тех пор ежегодно участники URC ищут возможности для помощи Украине.
Немало памятников архитектуры имеют статус «областного значения», поэтому их сохранением и восстановлением занимается Одесская ОГА, к которой мы обратились с запросом о состоянии поврежденных зданий и их реставрации/восстановлении на средства европейских партнеров. Ведь в прошлом месяце стало известно о выделении итальянским правительством гранта (27,5 млн евро) для восстановления одесских объектов культурного наследия.
Как сообщили в пресс-службе Одесской ОГА, это стало возможным благодаря Меморандуму о взаимопонимании между Министерством развития общин, территорий и инфраструктуры Украины и Министерством иностранных дел и международного сотрудничества Итальянской Республики, которым предусмотрено дальнейшее сотрудничество по восстановлению Одессы и области. Документ был подписан в Берлине как раз на URC в прошлом году.
К сожалению, россиянам не свойственна ни человечность, ни чувство прекрасного. Как информирует Одесская ОГА, по состоянию на начало июня 2025 года в результате российской вооруженной агрессии на территории области было повреждено 156 объектов культурного наследия, большинство которых находится в пределах района «Исторический центр г. Одессы», входящего в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Наиболее знаковые среди них:
Областная власть, планируя распределение иностранных средств, руководствовалась несколькими критериями, а именно, приоритет отдавался учреждениям культуры областного подчинения, которые находятся в зданиях — памятниках национального значения, которые были повреждены в результате российской агрессии и имели уже ранее разработанную научно-проектную документацию. Таким образом для реставрации были выбраны:
Пока город ждет подписания этого грантового соглашения, мы решили узнать, в каком состоянии находятся некоторые музеи из этого перечня.
Здесь тихо, как и должно быть в музее, но, к счастью, совсем не безлюдно.
— Мы продолжаем работу, несмотря на войну и эвакуацию основной коллекции, — рассказывает Игорь Борисович Пороник, директор Одесского музея западного и восточного искусства.
— Игорь Борисович, расскажите, какая часть здания музея больше всего нуждается в реставрационных работах, возможно, именно на это будут направлены средства итальянцев?
— Любая реставрация начинается с… бумаг. Большое количество документов, которые должны быть правильно оформлены, согласованы, заверены и вовремя поданы. Нам это удалось в 2020-м, и музей вошел в программу «Большая реставрация». Поступили средства, были определены подрядчики, которые зашли на объект… в феврале 2022 года! А мы уже подготовили часть помещений, сняли пол, штукатурку и т.д., но работы смогли возобновить только через год по понятным причинам.
— В общем я бы не назвал эти или последующие работы реставрационными, корректно было бы говорить о модернизации. Почему — я объясню. Наш музей не соответствует техническим требованиям современного музейного сооружения. Например, температурный режим у нас от +13 градусов зимой до +22 летом, экспонаты не выдерживают таких перепадов. Вот эти деньги из гранта и пойдут прежде всего на внедрение современных технических требований — это сигнализация, свет, тепло, вентиляция и тому подобное.
— То есть эти средства не будут использованы для чисто реставрационных работ. А для устранения последствий вражеских прилетов?
— Слава Богу, наш музей существенных повреждений во время воздушных атак не получил. Да, некоторые окна повылетали, а снятый пол, штукатурка и расшитые трещины для работы строителей во время обстрелов «здоровья» зданию не добавляют, но это мелочи.
— Не могу не спросить, хотя это не имеет непосредственного отношения к нашей теме. Как музею удается и удается ли работать в условиях восстановительных работ и отсутствия коллекции, которая была вывезена в начале войны?
— Сложно, но работа кипит. Прежде всего научная. Мы продолжаем работать над реестром, переводим фонды в «цифру», выдаем книжки, в залах музея проводятся выставки фото художников, современных художников, мастер-классы, лекции и тому подобное. Мы создали новую форму работы с посетителями — «Встреча с шедевром». Берем один экспонат из запасных фондов и рассказываем его историю. Это очень интересно.
— А что с основной коллекцией музея, где она?
— Она работает на нас, правда, за границей. Я проявил в свое время инициативу, связался с немецкими коллегами, и теперь наши полотна путешествуют по городам Германии и имеют огромный успех, например, выставка картин нашего музея, которую открывал Штайнмайер! Мы демонстрируем нашим партнерам, что Украина — европейская страна с богатой культурой, которая нуждается в защите.
— Известный памятник Дворец Потоцких, более известный как Одесский национальный художественный музей, получил существенные повреждения в результате российской агрессии, — рассказала Екатерина Кулай, директор музея, — После прилета ракеты 5 ноября 2023 года он был в аварийном состоянии. Тогда были повреждены админздание, входная группа музея и около трети залов. К счастью, к концу 2024-го (к 125-летию) музей уже был стабилизирован и восстановлен при поддержке Международного фонда ALIPH. Сейчас в музее находиться безопасно, но все следы повреждений до сих пор присутствуют.
— А что вы планируете осуществить в рамках итальянского гранта?
— Работы в рамках этого проекта еще не были начаты. Сейчас мы наблюдаем за состоянием нашего здания (как оно разрушается после попадания), и уже исходя из этого вместе с соответствующими органами будем решать, на что необходимо потратить эти средства.
— Работает ли музей в таких условиях?
— Да, в течение всей рабочей недели. Есть интересные проекты, новые выставки. Приходите, вам понравится.
Что ж, будем ждать 10-11 июля подписания грантового соглашения. И надеемся, что во время этого мероприятия, после рассказов о международном успехе одесских коллекций в Европе и титаническом труде во время войны украинских музейных работников, количество участников ежегодной международной конференции Ukraine Recovery Conference 2025 увеличится, как и количество помощи. Искусство не имеет границ и национальности — оно принадлежит всему человечеству.
Осуществлено при поддержке Ассоциации «Независимые региональные издатели Украины» и Amediastiftelsen в рамках реализации проекта Хаб поддержки региональных медиа. Взгляды авторов не обязательно совпадают с официальной позицией партнеров.
Читайте также:
Наушники-переводчики — это не просто гаджет, а настоящий мост между языками. Они распознают речь собеседника,… Read More
В Одесской области разоблачили инспектора пограничной службы, который наладил канал незаконной переправки мужчин призывного возраста… Read More
Стабилизационные отключения электроэнергии, введенные по всей стране после очередной массированной атаки россиян на энергообъекты, продолжатся… Read More
Во вторник, 18 ноября 2025 года, в Одессе и области синоптики обнародовали обновленный прогноз погоды.… Read More
Две подруги решили отправиться в осенний поход на гору Парашка во Львовской области, однако путешествие… Read More
Днями историк и бывший руководитель Института национальной памяти Владимир Вятрович представил книгу про последнего командира… Read More