Раньше квартира в историческом центре Одессы была поводом для гордости. Но после многочисленных российских обстрелов такое жилье превратилось в непосильную ношу. Одесситы, живущие в домах-памятниках архитектуры, сейчас вынуждены самостоятельно восстанавливать свои квартиры после российских обстрелов. Ведь из-за законодательных пробелов они не могут получить компенсацию по программе «єВідновлення». Свои истории они рассказали «Одесской жизни».
Заявку приняли – и тишина
Федор Ткач живет в доме Чижевича (Военный спуск, 18), являющемся памятником архитектуры. 23 июля 2023 года в это здание попала российская ракета.
– Мы были дома: я, жена и младшая дочь. Это было в ту ночь, когда прилетело в Спасо-Преображенский собор. Это были первые очень громкие взрывы. А потом какое-то такое мгновение тишины и страшный удар. Мы поняли, что прилет в наш дом.
После атаки дом претерпел значительные разрушения – пострадали крыша, фасад и несущие конструкции. Часть расходов на восстановление, в том числе замену окон и дверей, покрыли местные власти и благотворители. Однако большинство ремонтных работ Федор был вынужден финансировать самостоятельно. Говорит, потратил на это около 2-4 тысяч долларов.
– Мы подали заявку на «єВідновлення» через «Дію», ее приняли. Ждали комиссию, которая должна была прийти, оценить, какая у нас тут беда. Но мы до сих пор эту комиссию ждем.
Федор – единственный житель дома Чижевича, сумевший вернуться в свою квартиру. Жилье его соседей пока непригодно для проживания.
Читайте также: Программа «єВідновлення»: пошаговая инструкция для получения компенсации
Александра Степовая живет в доме Ковалевского (Гоголя, 13), являющемся памятником архитектуры. Это здание также было повреждено во время российских обстрелов 23 июля 2023 года.
– Наш дом попал под взрывную волну. Но она была такой силы, что вылетели окна, одна из двух стен на моих глазах разверзлась. Было частично разрушено все: и пилястры, и верхняя часть колонны, пол, плитка.
Кроме всего прочего, в этом доме были повреждены аутентичные окна, теперь нуждающиеся в дорогостоящей реставрации. Ведь просто заменить их новыми в историческом здании не получится. Александра говорит, что еще год назад подала заявку по программе «єВідновлення», но до сих пор тишина.
– Что меня очень беспокоит, что это действительно памятник архитектуры. Я очень люблю свой дом. Моих сил, моих финансов не может хватить, чтобы делать своими силами все, что нужно.
Никто не отказывает, но и ничего не делает
14 ноября 2024 года квартира Ванды Мазур в доме Ринк-Вагнера (Пастера, 54), являющемся памятником архитектуры, была повреждена в результате российских обстрелов.
– Дрон залетел на наш этаж. Весь этаж горел. Стены стоят, но крыши и потолка нет. Считайте, это просто кубик, который стоит открытый.
По словам Ванды, после российской атаки в Приморской администрации рассказали, как получить компенсацию за разбитые окна, но вместе с тем людям сразу же сообщили, что это единственное возмещение, которое они могут получить.
– Что касается программы «єВідновлення», я знаю, что это проблема государственного уровня. На сегодняшний день все эти дома (памятники архитектуры. – Прим.ред.) подчиняются Министерству культуры Украины. И только оно имеет право выслать инспекторов для осмотра. Скорее всего, мы стоим в очереди на этого инспектора. То есть никто ни в чем не отказывает. Просто когда он приедет, дом вообще может уже разрушиться.
В доме Ринк-Вагнера, как пояснила Ванда Мазур, третий этаж получил значительные разрушения, тогда как первый и второй – лишь повреждения. Поскольку акт составляется на весь дом, жители должны совместно решить, как классифицировать ущерб. Это может также усложнить получение компенсации в будущем.
В результате многочисленных российских обстрелов в Одессе повреждено более тысячи памятников культурного наследия. В этом году представители Одесского горсовета дважды обращались в министерство с призывами урегулировать вопрос с компенсацией через «єВідновлення» для жителей домов – памятников архитектуры, но результата до сих пор нет.
Читайте также: Раны Одессы: прилет, пожар, наводнение (фоторепортаж).
Надежда БОНДАРЕНКО
Старинный двухэтажный дом неподалёку — внизу за углом слева на Приморской, 25 , который тоже пострадал от прилёта, вообще уже снесли. А ведь там значительная часть здания не была повреждена.
Как прокомментировал статью один из читающих заметку об уничтоженном доме — «Вот так быстро, просто, экономно решается вопрос с историческим прошлым законно и всенародно выбранной властью».
Добавлю — снесённое здание было выявленным памятником архитектуры и градостроительства местного значения под названием «Склады Машевского» (год постройки: 1850, арх. Гонсиоровский Ф. В.) (Включено в список по решению Одесского Облисполкома № 580 от 27.12.1991 г.; Исключено из списка приказом Министерства Культуры № 728/0/16-08 от 20.06.2008 г.)
Только складом оно было до революции, а потом стало жилым домом и до прилёта находилось в очень приличном состоянии (внутри).