Верховная Рада приняла так называемый «Антипушкинский» закон и памятники колониального прошлого теперь не являются национальным культурным наследием. Из госреестра изымут памятники коммунистического прошлого или с символами российской имперской или советской тоталитарной политики. Как это коснется одесситов, почему скульптуре Екатерины II не место в музее, почему памятник становится элементом агрессии и формирует общество – на эти и другие вопросы ответили Сергей Гуцалюк, руководитель Южного межрегионального отдела Украинского института национальной памяти и адвокат ОО «Veterans Hub Odesa» Артем Карташов.
– Зачем нам Реестр культурного наследия?
– Реестр культурного наследия государственного значения – это документ, который ведет Министерство культуры и информационной политики. В нем собраны все достопримечательности, которые находятся на территории Украины: памятники фигурам, событиям, архитектурные достопримечательности, имеющие культурную ценность.
– Почему для памятника важно быть внесенным в Реестр?
– Это обеспечивает ему полный охранный статус. К сожалению, мы видим из практики, что за последние двадцать-тридцать лет некоторые архитектурные памятники в Одессе были из него изъяты. И сейчас их уже не существует. Один из последних досадных случаев – типография Фесенко. Его изъяли из-за того, что он пришел в сильный упадок, что уже даже не было возможности его содержать. Но есть другое мнение, что его довели до такого состояния, чтобы иметь возможность сделать там что-нибудь другое.
– Какое отноешение институт нацпамяти имеет к Реестру и какую роль играет?
– Мы будем вовлечены в исполнение деколонизационных законов. К Реестру и достопримечательностям мы никакого отношения не имели. Потому что это напрямую подчинено Министерству культуры. У них есть специальное направление работы. У нас в Одессе есть Управление по охране объектов культурного наследия.
– Как присутствие памятников российской имперской и советской тоталитарной политики и идеологии формирует восприятие общества? Почему достопримечательности нужно убирать из публичного пространства?
– Яркий пример – это в Одессе Александровская колонна. Она формирует публичное пространство. Очень много людей там гуляет, отдыхает. Там и люди постарше, и родители с маленькими детьми ходят. Обращают внимание, что это такое. Например, продолжается уже не первый год борьба в Полтаве по вопросам, связанным с фигурой Петра I и глорификации (г. прославления чего-либо) русских всех этих исторических нарративов. Имею в виду Полтавскую битву. Для Украины она была поражением, а для российской империи – наоборот, укреплением. Очень много лет, десятилетий и даже веков нам навязывали, что это наша тоже была победа. Хотя в реальности мы знаем другую точку зрения, соответствующую действительности.
– Вы упомянули Александровскую колонну. А какие еще, по вашему мнению, памятники, напоминающие о российском имперстве, должны быть в первую очередь демонтированы в Одессе?
– Пушкин, стоящий на улице Пушкинской. Он установлен недавно, вновь сделан. И еще памятник Пушкину, который находится у городского совета. По этому памятнику решение будет принимать экспертный совет.
– Мы говорим о демонтаже – переносе в музеи, но не полном уничтожении. Почему нужно хранить, а не уничтожать?
– Перенос в музеи – это норма международного права. Это международная практика такова: переносить все сохранившиеся тоталитарные памятники. И, соответственно, при их сохранении должна быть информация по этим памятникам: что это, когда появился, при каких обстоятельствах, почему он считается инструментом агрессии? Это нужно все расписывать.
Для меня до сих пор удивительно, почему памятники Екатерине II и Суворову были перенесены в Одесский художественный музей. Эти новые фигуры не имеют никакой культурной ценности. У меня была личная договоренность с руководством музея, что мы им поможем подготовить информационные стенды по поводу этих памятников, чтобы люди видели эту информацию. Когда мы ее подготовили с помощью наших специалистов-историков, руководство музея очень странно себя повело: почти не хотели идти на контакт и сказали, что они все это будут решать не с нами. Но по этому закону им нужно будет решать, на каком основании их вообще сохраняют. К нам обращались многие одесситы, военнослужащие и спрашивали: почему в музей? Они думали, что это мы туда отправили эти памятники.
– Какая альтернатива этим памятникам должна быть?
– Решение принято в отношении того места, где стояла Екатерина II. Там будет фонтан. У нас сейчас конкурс объявлен. Исторически там фонтан и был — первым таким интересным архитектурным гидротехническим сооружением в Одессе. Когда в Одессе был проведен водопровод и одесситы наконец-то не возили воду в цистернах, и не собирали в колодцах. Много может быть вариантов, что там может стоять. Городские власти должны объявить конкурс на какие-либо проекты. Дай бог Победы, чтобы мы могли все это спокойно делать.
– Как вам временная альтернатива в виде флага на месте Екатерины II?
– Чтобы этот постамент сам по себе не стоял – это решение промежуточное. Хотя бы так. Я не слышал критики такого решения. Сейчас из-за этой страшной войны кардинально изменились настроения в Одессе. Хотя есть еще люди, которые находятся под влиянием пропаганды, и еще какое-то время это будет. Исторический процесс продолжается. Все меняется, и нужно представителям местных властей учитывать реалии. Потому что принятие законов о деколонизации и сопутствующих им вызвано потребностью в обществе. Надо меняться вместе с миром.
Об исполнении закона и его саботаже со стороны одесских властей рассказал адвокат ОО «Veterans Hub Odesa» Артем Карташов.
– Как и кто будет выполнять закон?
– «Антипушкинский» закон дает возможность органам культурного наследия решать вопрос об исключении из Реестра быстрее. Так они не будут тратить время, чтобы узнать, потерял ли памятник ценность. После того как памятк уберут из публичного пространства, специалисты оценят его состояние, художественную важность и решат вопросы хранения.
К примеру, по одесским памятникам национального значения, Пушкину и Воронцову, решение будут принимать центральные власти. А местный совет или коммунальное предприятие должны будут выполнить решение – демонтировать и убрать с улицы. Кто ухаживал за памятком, тот ее и сносит.
Благо, большинство достопримечательностей находится на балансе государства и не нужно будет ждать решения местных властей. К примеру, в Одессе мы видим откровенный саботаж процессов деколонизации. Несмотря на общественный запрос, несмотря на абсурдность пребывания в Одессе ряда памятников, местные власти игнорируют эту необходимость, пытаются затянуть, заговорить этот вопрос, высказывают какие-то абсурдные тезисы. Благодаря этому закону не придется ждать голосования депутатов Одесского горсовета. Это исключает политизацию этого процесса.
Здійснено за підтримки Асоціації «Незалежні регіональні видавці України» та WAN-IFRA в рамках реалізації проєкту Хаб підтримки регіональних медіа. Погляди авторів не обов’язково збігаються з офіційною позицією партнерів
Читайте также:
В Одессе правоохранители задержали заведующую одного из отделений "Детской городской клинической больницы №3". Ее подозревают… Read More
22 ноября 1954 года, т.е. ровно 70 лет назад «скопытился» Андрей Януарьевич Вышинский. «Фи!», —… Read More
В части Приморского района Одессы в пятницу, 22 ноября 2024 года, временно отключат воду. Причина… Read More
В ЮНЕСКО дали ответ на нашумевшее «Одесское письмо», в котором противники деколонизации топонимов, названных в… Read More
Завтра, в пятницу, 22 ноября 2024 года, в Украине и, в частности, в Одессе и… Read More
21 ноября Украина отмечает День Достоинства и Свободы в Украине - один из знаковых государственных… Read More
View Comments
Высоцкий вспомнился. А вместо статуй будут урны...
Я думаю , что абсолютно всё наследие прошлого необходимо , даже если оно имеет негативный окрас . В конце концов, мы ведь в школах изучаем немецких и французских творцов , хотя когда-то эти страны были инициаторами войн в которых погибли многие украинцы . Вина ли Пушкина , что он родился а тогдашней "Россие" , а не в любой другой стране ? Думается мне , что нет . Да и к тому же , он ведь некоторое время проживал и творил в Одессе , можно сказать , стал частью истории нашего города .
Может надо сначала закончить войну ,а не бороться с ветряными мельницами .Мразям делать нечего , пусть идут в окопы , а не сносят Гагарина , Пушкина,Высоцкого и т.д.
Я одесситка и мне очень больно смотреть,как ченуши уничтожают наши памятники.Что останется нашим потомкам.Вместо памятников,извините,фалосы?Почему на западной Украине не сносят памятники.Там тоже есть памятники тиранов украинского народа.Ноих оберегают,как историческую реликвию.Да потому,что,Одесса этим товарищам,как кость в горле.Они же западенцы.
*** оставте в покоое прошлпе, смотритев будущее, там таким тварям как вы места нет...
Какая дикость!
Страна победивших Шариковых. Война, а они "очисткой" озабочены. На что-то путное, созидательное, объединяющее общество мозгов не хватает. Каккая низость! Не просто Шариковы, а питекантропы Шариковы. Ниже по культурному развитию особей в истории человечества нет.
Одессу тоже переименовывать будут? Колониальное наследие - или как? Война с памятниками - именно то, что нам сейчас необходимо. Вот где этих глупцов берут?
Разрушьте, сволочи ,исторический центр, чего мелочиться? Оперный театр не забудьте, его тоже колониалисты строили. На памятник Пушкину всем миром скидывались. В том числе люди чьими именами названы одесские улицы. До основания,а затем... Ни хрена вы не построите взамен, только дерибанить умеете. И Жванецкого вычеркните - он же, гад, по-русски острил.
У меня вопрос кто все эти люди?! Откуда они взялись?! Почему они бегают по нашей стране и городу и в обход мнения людей принимают такие дикие решения?! Да, еще врут о том, что дескать одесситы недовольны тем, что какие-то памятники не уничтожили, а просто снесли и отправили на хранение в музей. Мне лично ни один памятник не мешал. Я горжусь тем, что Одесса имеет такую богатую историю. Те люди с чьими памятниками идет борьба оставили свой значимый след. А эти демагоги просто сцат судя по всему.
они с 2014 года у власти