В арт-пространстве «Артерия» Музея современного искусства Одессы состоялась пресс-премьера спектакля «Жажда целостности».
Маленький зал вместил в себя несколько десятков людей — одесских журналистов, художников, фотографов. Пожалуй, самый восприимчивый зритель для экспериментального театра. Перед спектаклем предлагалось взять маленький загадочный стаканчик со специями и кусочком сахара, что, видимо, должно было символически озадачить и настроить на нужный лад…
Нетерпение нарастало еще до начала — сложно было представить, что именно ожидает и каким образом удастся понять эту острую потребность в целостности, о которой было заявлено.
Музыка, звучащая в перформансе, казалась несколько давящей и навязчивой, что создавало мучительное желание прекратить. Но это было невозможно, ведь таков замысел! Монологи Георгия Делиева — философские, претендующие на откровения, пожалуй, касались рефлексии на тему самоидентификации и поиска собственных «Я». Может показаться случайным совпадением, но герой внешне напоминал образ Вождя Революции, облаченный в красное…
Хотя, о революции как таковой речь не шла вообще. Скорей — об эволюции. Поскольку герой уже задался вопросами, что ему сделать, чтоб познать себя, сосредоточиться на своем внутреннем мире, проанализировать свои воспоминания, и самое главное — узнать себя Настоящего — стало быть, он движется, развивается, эволюционирует, ищет.
Alter Ego — один из образов, воплощенный Андреем Утенковым, явил экспрессивную пластику, нарочито пугающую и экзальтированную. Танец будто дополнил противоречия происходящего и приковал настороженное внимание зрителей.
Действие предусматривало зрительское соучастие — все были приглашены в другое измерение: прямо через шкаф, попадая в другие залы; перед нами возникали разные, трагически и надрывно извивающиеся фигуры… Стало страшно. Но деваться некуда! Нужно довериться артистам и замыслу автора. И понять, в чем же катарсис? И следует ли вообще его ожидать?!
Как и в каждом событии, в этом удивительном перформансе есть своя «соль», свои задачи, свои мысли, своя игра. Театр, каким бы он странным, удивительным и непостижимым не был, всегда, без исключения открывает для нас новые плоскости, расширяет границы нашего восприятия. Вынуждает думать, анализировать, пытаться понять, искать ассоциации…
«Жажда целостности» может быть утоленной только в одном случае — когда мы решаемся ПОЗНАТЬ.
Поэтому, конечно, мы должны любить театр, почаще ходить туда, доверять тем, кто предлагает нам увидеть новое и при этом понять старые истины.
В Одессе так много хороших спектаклей, актеров, театров. Кто знает, может быть там мы как раз и обретаем собственную целостность и утоляем жажду прекрасного.
арт-обозреватель Екатерина Пименова,
Фото: Олег Владимирский. Сцены из спектакля