Часовщик должен обладать качествами снайпера — острым зрением, твердой рукой, выдержкой и терпением. Николай Панкратьев из поселка Тарутино – единственный часовой мастер на два бывших района (Тарутинский и Арцизский). Николаю Константиновичу пошел 75-й год. Из них 56 лет он ремонтирует часы.
Быть часовщиком не мечтал. Окончил интернат для детей-инвалидов в 1965-м – с детства проблемы с ногами. На годичные курсы часовщиков его направил директор райбыткомбината Иван Лапин.
— Я, конечно, согласился. Ведь по состоянию здоровья не могу быть водителем или механиком, — говорит Николай Константинович. – А такая работа – по мне. Первым часовым мастером в Тарутино был Павел Мурзин – настоящий профи, мой учитель и наставник.
Начинал работать в старом тарутинском универмаге. В начале семидесятых, когда построили трехэтажный Дом быта, всех мастеров перевели туда.
— Именно здесь я и познакомился со своей Шурочкой со швейного отдела, который располагался на втором этаже. Поженились в 1972 году, и уже пятьдесят второй год вместе. Вырастили прекрасную дочь Татьяну, которая подарила нам внука Павла.
Рабочий кабинет Николая Константиновича – совсем небольшой. Но, кажется, что состоит из миллиона крошечных деталей, пружинок, винтиков, которые оживают в его умелых руках.
Какие часы самые качественные и какие мастер носит сам?
– Конечно же, швейцарские самые лучшие, а еще старые японские – «Сейко», «Ориентир». Этим мне доводилось продлевать жизнь, — говорит часовщик. – Какие часы ношу? Да уже давненько никакие — привык, что часы под рукой всегда – и на работе, и дома.
Николай Панкратьев – заядлый футбольный болельщик.
– Сам, к сожалению, играть не могу, но всегда болею за любимые команды – за тарутинские и одесский «Черноморец». Мой отец был хорошим нападающим. Кто еще помнит замечательную тарутинскую команду 60-х, тот помнит и его.
Есть у нашего героя хобби – он заядлый рыбак. Рыбачат с друзьями на ставках в Виноградовке и Вольном. Раньше с ночевкой ездили и в Приморское или Катранку. Правда, это было еще до военных событий.
— Ни о чем не жалею: разве только, что некому нынче передать свой опыт. Внук хочет стать электромехаником. Да и вся нынешняя молодежь скоро забудет эту, теперь уже редкую, профессию. Вот и думаю — кто людям будет ремонтировать часы, когда я уйду? — признается Николай Панкратьев.
И по-прежнему спешит каждое утро в «свой кабинет». По субботам, в базарный день, здесь даже образовывается очередь. Мужчина из Подгорного приехал с просьбой оживить его «Победу», а женщина привезла старый будильник: «Он дорог мне как память, а здешний мастер — очень хороший человек. И берет за свою работу совсем немного».
Виктор Таганский, член Национального союза журналистов Украины
Да уж, часовых мастеров сейчас не так уж и много. Помню, как купил механические часы на Виолити, через время хотел их проверить, так мастера аж в другой области нашёл.