Насколько отзывчивы одесситы?
Попрошаек и бомжей в Одессе можно увидеть повсюду: на «Привозе», Привокзальной площади, возле Пантелеймоновского и Ильинского монастырей. В большинстве случаев горожане от них отнекиваются и обходят, что называется, десятой дорогой. Крайне редко можно увидеть, что нищий кого-то разжалобил. Почему? Журналисты «Одесской жизни» решили это выяснить и провести социальный эксперимент.
Суть социального эксперимента
Мы решили, что центр города — это лучшее место для эксперимента. Кругом туристы, гуляющие мамочки, да и просто праздно шатающиеся одесситы. Наша цель — выяснить, сколько можно заработать за один час попрошайничества, и как горожане реагируют на просящих. Для этого мы создали провокационную ситуацию: я переодеваюсь в одежду бомжа, беру картонку с надписью «Помогите на хлеб. Нечем кормить ребенка» и иду просить у людей подаяние. Второй журналист незаметно фотографирует все происходящее.
Через час я меняю жалостливую надпись на картонке на более шутливую — «Помогите собрать на iPhone 5». Таким образом, мы еще дополнительно выясняем: на что больше среагируют одесситы — на шутку или попытку вызвать сочувствие?
Одесских несчастных слышат только женщины
Место действия — Оперный театр. На просьбы подать что-либо на хлеб мужчина тут же пожимает плечами и отворачивается. Следующий за ним мужчина — долго не понимает, что я от него хочу, а затем просто отвечает — «нет денег», просто чтоб я от него, что называется «отцепилась».
А вот женщина реагирует сразу:
— Иди работай, как я. Мне самой тяжело. Кто б меня пожалел, — запричитала она.
Я не спорю и иду дальше. На Думской площади вижу бывшего сотрудника газеты «Коммерсантъ Украина», а ныне политика Константина Усова. Жаль, но денег с него «срубить» не удается.
На Приморском бульваре замечаю, что для каких-то солидных лиц в деловых костюмах проводят экскурсию. Экскурсовод известный — одесский историк и писатель Виктор Савченко. Но и здесь меня ждет разочарование — мужчины, как один, отворачиваются от меня. В этот момент мне приходит в голову мысль: если бы Христос просил милостыню в Одессе, он бы не получил ни гроша.
Делаю еще попытку: подхожу к женщине с детьми, играющими у памятника Дюка, и прошу подаяние.
— Ой, может что-то у меня и есть, я сейчас поищу, — и женщина выворачивает карманы.
Нет, денег у нее не оказалось, она живет совсем рядом и даже мелочи на прогулку в этот раз не взяла.
Уже у Воронцовского дворца я заметила пенсионеров. На мою просьбу они покачали головами:
— У самих пенсия копеечная, так что мы сами нищие, — ответила мне пожилая женщина.
— Девушка, вы что-то сильно тепло одеты, — одернули меня тут же проходящие мужчины.
Я продолжаю идти в сторону Тещиного моста. И о чудо! Здесь молодая девушка — первая и единственная за час моего попрошайничества — подала мне три гривни. Конечно же, я призналась ей, что я журналист, отдала ей деньги и спросила, почему она это сделала?
— Я сама мама. Моя маленькая дочка Лиза сейчас заболела — всю ночь из-за нее не спала. А вам не хватает денег на ребенка, меня это и тронуло, — рассказала мне Настя.
— Как часто вы подаете милостыню?, — спросила я.
— Довольно часто. Но я смотрю на человека: подаю только тем, кто вызывает доверие. Ведь сейчас очень много обманщиков, особенно в центре города, на «Привозе». А вообще я считаю, что бомжи должны работать, а не попрошайничать, — заявила девушка.
Как мы собирали деньги на пятый айфон
Собирать деньги на модный гаджет я начала в кафе на Екатерининской. Меня там не прогнали, но и не особо среагировали.
— Я не готова сейчас вам дать денег, — ответила мне посетительница кафе, неторопливо пьющая капучино.
Подхожу к молодым ребятам, которые переходят улицу Ланжероновскую.
— Мне самому не хватает, — зло ответил парень. — Мне бы самому насобирать на айфон.
Что ж, видимо у молодого человека в тот день было плохое настроение и нашего юмора он не понял.
Следующее мое пристанище — магазин мобильных телефонов. Охранник посмотрел на меня неодобрительно и хотел выгнать за дверь.
— Здесь бомжам не место, — сказал, как отрезал, и перегородил мне дорогу.
Однако меня заметили покупатели магазина и тут же стали фотографировать на айфоны.
— О, у одесских попрошаек отличное чувство юмора. Браво!, — с пониманием закричал один из покупателей.
Охраннику пришлось пропустить меня в магазин. Несмотря на то, что я подняла всем настроение, денег на айфон мне так и не дали…
P.S.
В итоге за два часа мне удалось получить на руки всего три гривни. Откровенно говоря, не густо. Возможно, всему виной моя неопытность в этом деле. Ведь, к сожалению, в наши дни разжалобить человека — это целое искусство. Не исключено, что настоящие профессиональные попрошайки где-нибудь на «Привозе» зарабатывают в день гораздо больше. Но в этом они, разумеется, никому не признаются.
Опыт же наш показал: в большинстве случаев одесситы, услышав просьбы бездомного, предпочитают отвернуться от него в другую сторону. А ведь многие из нас считают себя верующими людьми. И любая религия говорит, что нужно чуть ли не снять с себя последнюю рубашку, но поделиться с ближним.
А что говорят люди не верующие? Как они относятся к подаянию нищим? Мы пообщались на эту тему с руководителем научно-исследовательского центра «Компаративистских исследований религий» Одесского национального университета Эдуардом Мартынюком.
— Я не верю в Бога. Но я всегда действую по принципу: просящему — дай. И если есть возможность, всегда подаю милостыню, — признался Эдуард Мартынюк.
А вы подаете нищим? Свои комментарии оставляйте, пожалуйста, на нашем сайте по адресу www.odessa-life.od.ua
СПРАВКА РЕДАКЦИИ:
Сколько могут дать за «попрошайничество»?
— Нисколько. Лиц без определенного места жительства не имеют права «гонять» с их места, а уже тем более задерживать и помещать в приемники-распределители, — ответила нам сотрудник пресс-службы Одесского городского управления внутренних дел Ирина Долматова.
Согреют ли бездомных зимой?
— Пункты обогрева будут работать, если температура зимой опуститься ниже -25 С и будет так держаться около пяти дней,- сообщила нам руководитель пресс-службы Главного управления МЧС в Одесской области Майя Гринько.
При этом у самих МЧС-ников этих пунктов очень мало. Для того, чтобы охватить весь город и область нужна поддержка местных и областных властей.
За чертой бедности в Украине находятся 78% граждан.
17 октября Международный день борьбы с бедностью.
Фото Ирины УМАНЕЦ.
Автор статьи не понимает, что попрошайкам не дают из-за того, что мы уже все знаем, что они собирают деньги не столько для себя, сколько для своей «крыши»?
Какую чушь Вы придумали!!
Кто действительно нуждается и хочет работать тот не будет искать легких путей, чтобы обеспечить себя и своих детей. и Одесситы одни из самых щедрых людей! Только они помогают тем, кому это действительно необходимо, больным, сиротам, погорельцам и т.д. А то что вы здесь представили фарс чистейшей воды. И как это еще скрытно фотографировал Вас журналист, неужели никто не обратил внимания на сопровождающего вас человека))))))
молодцы девочки)
Уважаемый Аноним, присмотритесь внимательно. На фото отчетливо видно: те, к кому подходил «нищий», сфотографированы со спины или сбоку. Они действительно ничего не видели. Фотографировать приходилось издалека и постоянно пользоваться зумом. А еще приходилось притворяться туристкой, которая фотографирует все подряд (совместила приятное с полезным: сняла огромное количество фото для редакционного архива).
Есть здесь, разумеется, и постановочные кадры: там, где журналист откровенно смотрит в камеру, или там, где горожане уже в курсе эксперимента (в магазине и девочка, которая дала деньги).
На днях шла по городу, навстречу мадам, правда костюмчик у нее был похуже Вашего: «дай», — говорит и протягивает руку. я ей показала рваный башмак и предложила вместе сидеть и «зашибать бабульки». Так она меня таким взглядом одарила, как будто это не она ко мне подошла попрошайничать, а я к ней
Эта статья еще раз доказывает то, что в Одессе очень равнодушные люди. Но с другой стороны мы все знаем, что у попрошаек часто есть крыша. Еще хотелось бы добавить, что в последнее время их стало намного больше. Никто не хочет работать!
В отношении к нищим я исповедую принцип: просят — дай если можешь, не можешь — не давай. Мне эти 3-5-8 гривен погоды не делают. Так почему бы и не дать человеку, если просит. А уж что он потом на эти деньги купит — «сотку» или булку хлеба, — меня не интересует. Это ведь уже его деньги.
Кстати, неизвестно что более аморально — просить деньги на опохмелку или, зная что не пошлют, читать нищему морали в стиле «иди работай» и не дать ничего.