По информации Госавиаслужбы, письма с предложениями начать работать в аэропорту в ближайшее время будут разосланы лоукост-компаниям (авиабилеты по низкой стоимости в обмен на отказ пассажиров от некоторых видов сервиса).
Ранее в Одесском аэропорту действовали ограничения на количество рейсов. Это объяснялось как существующими ограничениями в межправительственных договорах о воздушном сообщении, так и тем, что таким образом государство защищает интересы отечественных перевозчиков. При этом цены на билеты для многих оставались недоступными.
— Я много лет мечтаю слетать в Грузию. Каждый год, когда приближается время отпуска, я узнаю цену авиарейса Одесса-Батуми, и каждый раз понимаю, что заплатить около восьми тысяч гривен только в один конец, я не смогу. Даже если буду откладывать на эту поездку целый год, — рассказала нам одесситка Елена.
По мнению экспертов, разрешение всем перевозчикам, в том числе и международным, беспрепятственно летать в Одессу позволит существенно увеличить поток туристов. А используя удобные сервисы или подбирая подходящие направления и цены на сайте www.fly.kiev.ua достаточно большое количество желающих сможет позволить себе путешествовать авиатранспортом.
— Результаты мы сможем увидеть месяца через три-четыре, потому что должен пройти ряд согласований между перевозчиками и аэропортом. Сразу ждать большого притока туристов не стоит, однако, думаю, через год он увеличится вдвое — на миллион человек, — предполагает эксперт в туристической отрасли Фазиль Аскеров. — Сейчас Одесса фактически закрыта для туристов, в том числе для внутренних, потому что железная дорога не справляется с потоком желающих. Билеты невозможно купить уже за 30-40 дней.
По его словам, первыми в Одессу начнут летать внутренние туристы.
— Мы просчитывали, что рейс Ужгород-Одесса, например, вполне может стоить 80 долларов в оба конца. Он будет пользоваться бешеным спросом у внутренних туристов. Второй наш потенциальный клиент — житель европейских стран, где нет теплого моря, — считает Аскеров. — Это Польша, Беларусь, Германия, Прибалтика. Кроме того, стратегическими направлениями являются скандинавские страны. Западноевропейские туристы — это находка для Одессы, они не скупятся на расходы. Но летать они привыкли дешево, и не собираются переплачивать за билеты.
Изменения должны быть комплексными
Одесса стала вторым городов в Украине с «открытым небом». Первым свой аэропорт открыл Львов, это произошло в начале апреля этого года. Впрочем, результатов город пока не увидел.
— Во Львове, как и в Одессе, ограничения сняли в одностороннем порядке, то есть мы запреты сняли, а иностранные государства — нет. Но за все это время ни один лоукост во Львовский аэропорт не пришел. Чтобы прилетели иностранные туристы, нужна спокойная ситуация в стране, — говорит эксперт авиарынка Сергей Кадученко.
По его словам, кроме «открытого неба», должен быть выполнен ряд условий, при котором билеты на авиаперелеты в Украине станут существенно дешевле.
— Первая: в каждом аэропорту есть официальные сборы, в Украине их уровни устанавливаются Министерством инфраструктуры. Только за счет аэропортовых сборов билет в обе стороны дорожает в среднем на 30 долларов. Во-вторых, в украинских аэропортах очень высокие цены на аэродромное обслуживание. Например, несколько лет назад в одном из аэропортов только уборка небольшого самолета — проход уборщицы с пылесосом — стоил 200 долларов. В-третьих, стоимость керосина в Украине почти в два раза выше, чем в Европе. В итоге все эти факторы перекладываются на стоимость билета для пассажира, — разъяснил Кадученко.
О проблеме знает и председатель Одесской облгосадминистрации Михеил Саакашвили, который несколько за выступал с резкой критикой Госавиаслужбы. Он заявил, что билеты на одесские рейсы являются неоправданно дорогими.
— Цены на Одессу также завышены из-за того, что монополист в аэропорту продает топливо на 30% дороже, чем оно стоит, например, в Борисполе. Хотя, по логике, оно поближе к порту и должно стоить дешевле, — заявил губернатор. — Я уже поручил собрать совещание по этому поводу, а также попросил СБУ вплотную заняться этим вопросом.
Если прогнозы экспертов осуществятся, и в Одесский аэропорт придут перевозчики с дешевыми билетами, то результаты горожане смогут ощутить на себе уже в следующем году: увеличение количества туристов непосредственно скажется на городском и семейных бюджетах, а удешевление билетов из Одессы откроет перед одесситами возможность больше путешествовать.
Терминал достроят к концу года
Руководитель области Михеил Саакашвили поставил ультиматум инвесторам строительства нового пассажирского терминала в Одесском аэропорту. По его словам, терминал должен быть достроен к октябрю 2015 года, а заработать – весной 2016 года. Как сообщили нам в пресс-службе аэропорта, инвесторы согласились выполнить работы в эти сроки. Сейчас в терминале продолжается монтаж кровли, в ближайшее время начнется отделка фасада. Завершается оштукатуривание стен под панели и установка металлокаркасов.