Одесского зрителя по-настоящему рассмешить не так-то и просто, он ведь обычно сам себе комик высшего класса. Но это именно тот случай.
На сцене Одесского академического театра музыкальной комедии им. М. Водяного состоялась премьера спектакля «Лгунья» В. Ильина и В. Лукашова (либретто и стихи — заслуженного деятеля искусств Украины Ю. Рыбчинского по одноименной пьесе М. Мэйо и М. Эннекена). И это было талантливо, радостно и необыкновенно смешно.
Сложный узор большой лжи
Молодой режиссер-постановщик и балетмейстер-постановщик Екатерина Зеленская сумела преподнести давнюю-давнюю классическую историю о жене-лгунье (а талантливо, на грани фола, лгала не только жена!), сохранив черно-белую ретро-канву старой пьесы, и, одновременно, подав ее нам «свежей», обновленной, с проблематикой дня сегодняшнего, впрочем, наверное, и завтрашнего, и послезавтрашнего — как сохранить семью?
Мы привыкли к буйству красок в спектаклях нашего Театра музкомедии, а здесь — черно-белые костюмы, черно-белые декорации, а на заднем плане мелькают и мелькают кадры из черно-белых ретро (и «под ретро») фильмов (художник-постановщик — заслуженный художник Украины Станислав Зайцев). Даже программка спектакля создана под черно-белую кинопленку. И вот, казалось, такой подход должен был «обеднить» смешную комедию положений. Ан нет! И комедия получилась смешной, и драматизм темы только усилился, и герои получились «выпуклыми». Все в точку!
И если уж рассуждать о выпуклости, то настоящей удачей спектакля можно считать тот ценный факт, что, так уж счастливо получилось, нет в нем «ролей второго плана». И мисс Петинктон (заслуженная артистка Украины Аурика Ахметова), и Бетси (артистка Лариса Борисенко), и Генри (артист Владислав Кутуев), словно купаясь в комедийном сюжете, в ходе которого младенцы множатся в геометрической прогрессии, а ложь во спасение растет, как белоснежный ком, так сумели преподнести своих героев, что после каждой сцены отсмеявшийся вволю зритель их провожал аплодисментами.
«Звенят в кармане доллары, как до, ре, ми, фа, соль», — песенка Джимми (артист Александр Кабаков) подсказывает нам с самого начала, что у главных героев — двух молодых супружеских пар, живущих в Чикаго почти столетней давности — все отлично. Главное — беспечно, легко. А так не бывает, так не может быть все время, но они, похоже, об этом даже не догадываются, пока тучки над их прелестными головками не стали превращаться в тучи. И вот уже развеселая комедия наполняется драматическими нотами, звучащими с отнюдь не комедийной болью — «даже солнце остынет, если ты уйдешь».
А муж все же уходит. И тогда на помощь приходит маленькая ложь, но нить этой небольшой завиральной придумки вывязывается постепенно в сложный узор большой лжи, в паутину, в которой постепенно серьезно запутываются обе молодые пары. И вот так, и смешно, и с налетом неподдельного драматизма, появляются на сцене множащиеся почти украденные младенцы, пока в итоге в голову к молодым людям не приходит спасительная мысль: а не проще и не лучше ли всего лишь сказать друг другу правду?
А не сказать ли правду?
И правда в результате прозвучит! Но перед этим молодая пара — Кетти (артистка Алеся Перекальчук) и Вильям (артист Сергей Федоренко) — должны будут пройти свой непростой путь. И счастье, что проходят они его не одни, а со своими верными друзьями Джимми и Меджи (артистка Ирина Гусак). И с верной Бетси, которая «всегда под рукой», и которая каким-то волшебным образом сочетает в себе чистую американку со столь родной нам одесской тетей Соней, умеющей и сентиментально прочувствоваться, пустив слезу в любой момент, и мудро дать понять, что ничего, по большому счету, не стоит того, чтобы молча страдать, в жизни, мол, все бывает. Ах, как звучит из ее уст известное: «Если женщину хотят бросить, то причина всегда найдется»! А коль бывает все, то нужно искать выход.
Вот в поисках этого самого выхода — сначала из сложной ситуации, а после из того самого лживого лабиринта, в который сами загнали себя герои — и проживают на глазах у нас персонажи свою непростую ситуацию. Накал страстей возрастает ровно до тех пор, пока им вдруг не становится очевидно, что «никогда мы столько не врали с тех пор, как решили не врать». Знакомая ситуация, не правда ли?
Так локальная проблема «нет ли у вас лишнего ребенка?» вдруг превратилась в понимание, что для героев дело не в чужих детях, позаимствованных из приюта, у родившей двойню прачки и так далее, а них в самих. Приходит время заглянуть в самих себя и в глаза друг другу.
И вот ведь что главное: оказывается, такую сложнейшую проблему можно показать языком музыкальной комедии, того самого «легенького жанра»! И это в спектакле-дебюте режиссера Екатерины Зеленской, у артистов театра, у всех создателей еще одной премьеры Музкомедии успешно получилось.
Аплодисменты, цветы, хорошее настроение после спектакля — это ли не праздник? Счастливого плавания, новый спектакль нашей одесской Оперетты!
Фото автора.