Народной артистке Украины 28 ноября исполняется 95 лет. Живая легенда театра Одесской музыкомедии Актриса Евгения Дембская знакома зрителям по фильму «Белая акация» (1958 года), где она играла вместе с Михаилом Водяным.
Ее любимая роль в театре — Сильва. Дембскую до сих пор можно увидеть на сцене родного театра в спектаклях «Моя прекрасная леди» и «Бал в честь короля».
«Одесская жизнь» сделала подборку цитат актрисы с интервью разных лет, которые помогут рассказать о жизни актрисы немного больше:
-
Мужа еще в 1939 году призвали в армию, я осталась с маленькой дочкой на руках и неработающей мамой. Поступила в Киевский театр малых форм (при немцах его переименовали в «Klein kunst theatеr»). А что было делать? Ты не представляешь, что это было за время, деточка: не то что за квартиру – за шубу и за сумку могли предать, свои же соседи! А у меня был муж-еврей и дочка от него.
-
Мы жили в атмосфере страха и тотального недоверия. В конце 1941 года меня вызвали в лагерь для военнопленных, как сообщили – к Дембскому. Я решила, что это мой брат-подполковник… Подхожу к лагерному ограждению – и вдруг вижу своего мужа, Шуру. У меня ноги подкосились… Так вцепилась в колючую проволоку, что до сих пор у меня пальцы на одной руке с трудом сгибаются… Вскоре Шурочка уехал из города и лишь в конце войны я получила похоронку с сообщением, что он погиб, освобождая Киев.
-
Впервые я спела Сильву еще в 1948 году. Единственное, что осталось в памяти от того спектакля – что платье мне сшили из занавески, а шляпку сделали из коврика. В послевоенное время нужные ткани достать было непросто…
-
Мы приехали в Одессу с «Вольным ветром» Дунаевского. Я пела Стеллу, Миша Водяной – Микки, Пепиту – Мара Демина. Одесса сразу покорила меня своим дружелюбием, атмосферой искренности и доброго юмора. Позже меня не раз пытались зазвать работать в Киев. Но я сроднилась с Одессой и никогда не хотела отсюда уехать.
-
У Миши (Водяного) поначалу были проблемы с дикцией, он сильно шепелявил… Но он работал над речью, как проклятый, был очень настойчив – молодым артистам стоило бы поучиться такому отношению к делу! Я с ним тоже много занималась… Ты его в театре не видела, лишь в кино? Много потеряла – на сцене Миша был неподражаем.
-
Водяной пригласил меня однажды в ресторан, хотел познакомить с Вертинским. А за столиком с Вертинским сидел еще один мужчина, адвокат Олег Криницкий. Человек, с которым я потом долгие годы была по-настоящему счастлива… Когда мы с ним поженились, Миша сгоряча дал ему по физиономии – так его это задело. Но ничего, остыл, потом мы дружили семьями.
-
Я всегда любила хулиганские роли – такие, как моя Пронька. Или Мачеха в «Золушке», Баба-Яга в детском спектакле «Друзья в переплете» — там я кувыркалась, дралась на шпагах. Молодая была – всего-то 55 лет.
-
Что мне возраст – человеку столько лет, насколько он сам себя ощущает! Всякое бывает, иногда устаю. А иногда просто порхаю по сцене, она сама дает мне силы. Поверь мне, деточка, в театре имеют право работать только те, кто отдает ему душу. Не можешь – уходи!
-
Зрителей я всегда очень любила, скучаю по нашему старому театру на Греческой – там публика сидела близко к сцене, я видела глаза людей, чувствовала их дыхание. Хотя мне и сейчас грех жаловаться — может, потому и играю до сих пор, что ощущаю любовь зрителей.
В свою очередь, коллектив редакции «Одесская жизнь» поздравляет Евгению Михайловну с юбилеем и желает ей крепкого здоровья, хорошего настроения при любой погоде и благодарных зрителей.
P.S. В театре Одесской музкомедии сегодня, 28 ноября бенефис актрисы.