Это должно было быть очередное «значительное ухудшение погодных условий». Этим одесситов не напугать — людей на рабочих местах и на улицах было лишь немного меньше обычного. Никто не ожидал, что уже через несколько часов произойдёт. Почему последствия именно этого ливня стали самыми страшными в Одессе, попыталось выяснить «ОЖ».
Ключевые моменты
Разумеется, неделя — слишком малый срок для анализа всех потенциальных обстоятельств, действий или бездействия соответствующих организаций и ведомств, которые могли привести к трагическим последствиям масштабного ливня в Одессе. Работают соответствующие комиссии, и пока мы ждём их выводов, вспомним ход событий и ознакомимся с комментариями экспертов.
«Оперативное» реагирование на сообщение ГСЧС ещё от 29 сентября вызывает логичные вопросы к коммуникационному алгоритму взаимодействия различных городских структур. В результате родители не могли добраться до детей в садах и школах; вовремя не были оповещены сотрудники, вынужденно остававшиеся на рабочих местах; были заблокированы пассажиры и водители и т. п.
Впрочем, следует отдать должное последующим сообщениям официальной власти, которые оперативно информировали одесситов о местах подтоплений, движении общественного транспорта и локациях с затруднённым проездом.
Из-за мощного ливня 30 сентября в Одессе погибли 9 человек (по другим данным — 10), среди них семья, проживавшая на цокольном этаже, в том числе восьмилетний ребёнок. Тела ещё двух человек были найдены позже. Сейчас продолжается следствие относительно причин их гибели.
В результате ливня повреждено 868 домов, из них:
Значительные повреждения получили инженерные сети, были повалены деревья, образовались провалы на дорогах, частично отсутствовало электроснабжение, пассажиры и водители оказались заблокированными в авто и общественном транспорте.
В наиболее затопленных местах при попытке перейти дорогу людей сносило потоками воды. Многие получили переохлаждение, травмы от потоков воды и грязи.
Несмотря на привлечение всей техники, спасателей, полиции и работников ЖКС, ликвидировать одновременно последствия всех подтоплений было невозможно. Однако благодаря профессиональной работе, в частности ГСЧС, число жертв не стало больше.
Через неделю основные последствия для жизнедеятельности города устранены, сейчас продолжаются точечные ремонтные работы.
Специальная комиссия, созванная для преодоления последствий непогоды, отчиталась:
Одновременно продолжали работать оперативные штабы по ликвидации последствий непогоды и была определена сумма компенсаций пострадавшим и родственникам погибших.
Глава государства сообщил на своей FB-странице, что ситуацию в Одессе будет контролировать лично. Владимир Зеленский поручил вице-премьер-министру по восстановлению Украины — министру развития общин и территорий Алексею Кулебе провести полную проверку всех фактов, предшествовавших трагедии.
Находясь в Одессе, господин Кулеба провёл заседание Государственной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций (ТЭБ и ЧС). Публично возможные причины трагедии пока не озвучил, лишь анонсировал «соответствующие кадровые решения».
Будут ли кадровые решения кардинальными, зависит также от результатов уголовного производства. Его цель — выяснить, проявили ли служебную халатность должностные лица Одесского городского совета и других структур, что привело к масштабному затоплению города.
В первую очередь будет проверяться причастность должностных лиц к ненадлежащему содержанию дренажно-отводной системы и отсутствию необходимых мер для своевременного водоотведения. На данный момент продолжается ряд следственно-оперативных мероприятий и изучение изъятых документов.
— Я проанализировал нашу работу с 2014 года и готовлю объективную исчерпывающую информацию, подкреплённую документально: что сделано, какие есть проблемы и в целом о состоянии системы водоотведения и канализации, — заявил Труханов.
Одна из самых распространённых версий причин масштабных последствий ливня в одесском инфопространстве — засорение коллекторов. Первым опровергнуть или подтвердить этот факт решил известный экстремал и волонтёр, ныне боевой медик Евгений Лата.
Он спустился в сеть коллекторов под улицей Балковской и Пересыпским мостом, которые должны отводить дождевые воды, чтобы проверить их исправность. Как видно по фото- и видеофиксации, крупные магистральные туннели более-менее чистые, хотя и имеют проблемные участки. Зато другие, боковые дренажные ходы, практически не функционируют.
Пока город ждёт официальных выводов, «ОЖ» обратилось за комментарием к руководителю ОО «Зелёный лист» Владиславу Балинскому.
Несмотря на заверения городских властей, что это якобы самый мощный ливень, который видела Одесса, это не соответствует действительности. В этом году выпало 94 мм осадков, но, например, в 2016-м — было более 114 мм. Однако последствия последнего ливня оказались значительно масштабнее.
Нельзя назвать одну причину. Общее состояние водоотведения города зависит от многих факторов. Первый — это соотношение площади многоэтажной застройки к зелёным зонам. Асфальт и бетон образуют водонепроницаемый слой, который не позволяет дождевой воде естественно впитываться в почву. В результате формируются мощные потоки, движущиеся в соответствии с рельефом местности.
Если сравнить с 2016 годом, сегодня мы имеем совершенно иное соотношение: зелёные зоны массово уничтожаются, застройка хаотична. Этот фактор уже невозможно радикально изменить, но последствия можно минимизировать. При проектировании новых домов следует тщательнее рассчитывать пропускную способность систем водоотведения, в том числе коллекторов.
Второй ключевой фактор — техническое состояние инженерных сооружений и коммуникаций ливневой канализации, которые в последние годы стремительно деградировали. Речь не только о коллекторах, но и о дорожных водосборных сифонах — это элементы, призванные накапливать песок, камни и мусор, предотвращая засорение труб.
Из-за фактической монополии строительных компаний (прежде всего группы «РОСТ», которую связывают с мэром Одессы) и отсутствия надлежащего контроля нарушаются технологические нормы. В результате сифоны быстро засоряются, а в коллекторы попадают заиленные стоки, что уменьшает их пропускную способность.
Не менее важно качество работ во время бесконечных ремонтов тепловых, газовых и водопроводных сетей. Трубы укладывают в П-образные железобетонные лотки, которые часто засыпают обычным песком вместо гравийной смеси, как требует технология. Песок проседает под весом транспорта, а после ливней вымывается в коллекторы, где образует твёрдые отложения. Из-за этого дороги проседают или проваливаются, а боковые ветки коллекторов, в частности аварийные, теряют функциональность.
Система коллекторных шлюзов в Одессе спроектирована так, чтобы во время сильных ливней избыточная вода отводилась аварийными каналами напрямую в море. Если бы эти ветки были прочищены и поддерживались в рабочем состоянии, подтоплений удалось бы избежать. Но сегодня, благодаря видео диггеров, все видят, в каком они состоянии. Печально, что городская власть даже не пытается обеспечить хотя бы минимальный уход за коллекторами.
Без внимания остались и другие проекты, которые могли бы существенно разгрузить ливневую систему — например, строительство или реконструкция буферных прудов-накопителей. Об этом говорят годами: недавно мэрия снова обещала обустроить водоём в парке Савицкого.
Общественные слушания по этому проекту ещё в 2016 году уже проводились. Более того, ещё в 2012 году господин Труханов обещал лично контролировать состояние ливневой канализации города. (есть видео, при необходимости добавим)
Работа канализационных насосных станций (КНС), которые должны откачивать воду во время ливня, также вызывает немало вопросов. Почему город не обеспечил бесперебойное питание трансформаторных подстанций, которые их обслуживают?
КНС — это ключевые объекты водоотведения, и их нельзя отключать во время ливня. Если трансформаторные подстанции, питающие эти станции, подтопляются — это свидетельствует о серьёзных просчётах в проектировании или обслуживании. Обеспечить такие объекты автономными, не затапливаемыми источниками энергии — элементарная инженерная логика.
По мнению Балинского, инженерная защита города нуждается в системном пересмотре. Необходимо провести полный аудит состояния ливневой канализации, коллекторов и дренажных галерей, разработать план реконструкции и технического обслуживания. И делать это нужно не после ливня, а постоянно.
Отдельное внимание следует уделить дренажным системам вдоль побережья — их состояние критическое, а риск оползней из-за подтоплений только растёт. В условиях климатических изменений подобные ливни уже не исключение, а новая реальность. И городу нужно научиться с ней жить — технически, а не декларативно.
О персональной ответственности. Разумеется, мы дождёмся выводов соответствующих комиссий, возможно, будут проведены определённые ремонтные работы и т. п. Однако это не снимает с нас ответственности за собственную жизнь и жизнь наших близких.
Следует внимательно относиться к тому, что происходит вокруг, не пренебрегать правилами безопасности, тренировать навыки доврачебной помощи и помнить — нет дел важнее нашей жизни и здоровья. Все дела должны подождать, пока идёт большая вода.
Читайте также:
Бюветные комплексы закроют для проведения технического обслуживания и дезинфекции в соответствии с рекомендациями Минздрава Украины.… Read More
Специалисты КП «Городские дороги» отчитываются о работах по очистке гидрообъектов и систем водоотведения от опавших… Read More
Люстдорфская дорога на участке между улицами Левитана и Костанди полностью перекрыта из-за провала дорожного полотна,… Read More
В Белгород-Днестровском районе полиция задержала двух мужчин, занимавшихся незаконной вырубкой деревьев в лесополосе. За три… Read More
Необычная операция была проведена в городе Одесса. Спасатели ГСЧС в Одессе успешно спасли двух поросят,… Read More
В Хаджибейском районе 67-летний мужчина приехал поговорить с женой, с которой был в ссоре и… Read More
View Comments
https://youtu.be/eqw4KrNI-fQ?si=eob4QYD-r5sT0iWe