Херсон стал одним из первых городов Украины, на улицы которого обрушилась война. В марте 2022-го город оказался под оккупацией. А после освобождения чуть ли не ежедневно подвергается обстрелам. Множество женщин и детей, спасаясь от опасности, вынуждены переехать в Одессу. А одесситы участвуют в боевых действиях на Херсонском направлении, стремясь полностью освободить украинские земли.
Журналист нашего издания Андрей отправился в военкомат 25 февраля 2022 года. Сегодня он гранатометчик в бригаде Сил территориальной обороны. Освобождал Николаевскую и Херсонскую области. До сих пор продолжает воевать на Херсонском направлении. Получил медаль «За ранение».
Бригада Андрея участвует в десантировании и закреплении на левом берегу Днепра. Переправляются туда на лодках — налегке. В тылу противника уничтожают технику, личный состав, перекрывают дороги, устраивают диверсии.
— Конкретно — занимались разведкой боем, — рассказывает Андрей. — Чтобы понять, какие силы есть у противника.
Ротация десанта длится семь дней.
— Семь дней — это очень много, — делится военный. — Если бы не жгли нас по ночам, если бы «градами» не поливали, было бы терпимо. За все время уничтожили несколько танков, боевую ремонтно-эвакуационную машину, несколько БТР и БМП. Положили порядка сотни личного состава противника.
Противник, по словам Андрея, использует тактику «мясных штурмов».
— Натыкаются на отпор — мы их там много кладем. А технику кладет наша дальнобойная артиллерия. Такое чувство, что вся Украина у нас за спиной. Русские за своими не возвращаются, — отмечает защитник. — Хотя они любят кричать, что «своих не бросают». Мы их не хороним — это не наше дело.
А вот наших потерь, по его словам, было на удивление немного. Не так много и тяжелораненых.
— У нас очень быстрая ротация, — рассказывает Андрей. — Если кто-то контужен, получил взрывную травму, за ним приходит лодочка, и человека меняют.
Правда, пункт эвакуации на левом берегу — за три километра от позиций. Нести раненого или убитого надо по тропинке, расчищенной от мин. В посадках вообще нужно ходить только по определенным тропинкам. Шаг в сторону — можно подорваться.
На берегу Днепра закрепиться сложно — окопы выкопать невозможно. Два штыка лопаты — и уже вода.
— До колена копаешь — вода, — воспоминает Андрей. — Поэтому приходится возводить из мешков с песком брустверы, деревьями обкладывать. Окопчик неглубокий получается — типа шалашика. Ни от чего не спасает. Меня, например, при обстреле просто выкинуло оттуда — подбросило вверх. Потерял сознание, оказался в госпитале с сотрясением мозга.
Пока что линию обороны украинские бойцы не прорвали. Россияне на левом берегу, по словам Андрея, очень хорошо укрепились, заранее подготовились. В частности, создали систему подземных ходов.
— Выкопают для танка огромный капонир, он оттуда выехал, настрелял и опять заехал. Ищи потом этот танк. К тому же российские войска на левом берегу достаточно обеспечены, — не скрывает военный. — Есть авиабомбы. Очень много дронов. Они 24/7 за нами наблюдают. Могут нести и всевозможные «подарки» — взрывчатку, гранаты. Услышав их жужжание, нужно замереть. Начнешь двигаться — сенсоры, обнаружив движение, дадут оператору сигнал, а он наведет артиллерию.
Для того чтобы окончательно выбить противника с левого берега, потребуется установить понтонные переправы для техники. Для прорыва, по выражению Андрея, нужен «железный механизированный кулак».
— Не знаю, как далеко мы сможем продвинуться, но Каховский плацдарм планируем взять, — делится планами Андрей. — Мне бы очень хотелось, чтобы зиму я встретил на том берегу — в Олешках или в Казачьих Лагерях.
До войны Евгений был музыкантом в популярной одесской группе, работал инженером. В последний год перед войной вел бизнес по прокату музыкального и светового оборудования.
15 марта 2022 года пришел добровольцем в военкомат. В армии получил звание младшего сержанта и специальность «радиотелефонист». В бригаде занимается связью. Имеет награду «Знак почета».
На Херсонском направлении Евгений находится с декабря 2022 года.
— Особенность ведения боевых действий здесь — это то, что между нами и противником есть река. При обороне это прекрасное препятствие, но для наступления — это большая халепа, — подчеркивает боец.
Для связиста, убежден Евгений, очень важно быть универсальным солдатом и хорошо ориентироваться в ситуации, понимать рельеф, на котором идут боевые действия, знать позиции. Безусловно — хорошо разбираться в оборудовании связи, принципах его работы и настройках.
— В армии говорят: «связь — это нерв войны». И, честно говоря, я понял, что это не просто слова, — делится Евгений. — Стрелковое сражение, наведение артиллерии, эвакуация, взаимодействие подразделений на поле боя — без связи никуда.
Чаще всего, по словам защитника, слышишь, как связистов ругают. Потому что когда связи нет — это заметно всем. Но сама работа связиста замечается редко. Зато о связи на войне много шуток. Например, такая вот военная острота: «Связь — она либо только что была, либо скоро будет».
Вместе с тем иногда радиостанция — это единственное, что соединяет бойца в окружении со «своими».
— Когда ты слышишь, как боец шепотом из тайника передает информацию о противнике: «пять орков только что прошли мимо меня в двух метрах», то очень четко понимаешь, насколько важна твоя работа и как все тонко, — подчеркивает Евгений. — А когда по колонне противника бьет артиллерия, и этот боец возвращается к своим, понимаешь, что ты приложил к этому руку.
До войны работал в торговой сети. 28 февраля 2022 года пошел в военкомат. Получил должность «стрелок разведывательной группы». За полтора года сделал военную карьеру от солдата до старшего сержанта. Награжден «Знаком почета». При выполнении боевого задания был контужен.
Сергей участвовал в освобождении Николаевской области. С середины декабря — плотно осел в Херсонской. Сейчас, по его же выражению, «осуществляет боевые действия на рубеже столкновения с врагом». В частности — над островами в устье Днепра. И, по словам Сергея, наши воины постепенно продвигаются по островам к левому берегу.
— Мы будем выгонять русских, закрепляясь на островах, — говорит Сергей. — А когда окончательно закрепимся на левом берегу Днепра, отрежем противника от нескольких ключевых населенных пунктов, перекроем дороги. Русским останется только уйти. Будет освобождена Кинбурнская коса, и это даст свободно вздохнуть Очакову.
Конечно, не скрывает боец, хотелось бы осуществить эту операцию до ноября. Пока есть «зеленка». Потом листва опадет, и воевать станет намного сложнее. Но Сергей не считает, что климатические условия смогут существенно повлиять на замораживание конфликта.
— У нас прекрасно работает западная артиллерия, тяжелые бронированные машины, пулеметы и минометы. Они сделаны так, чтобы вести не менее эффективные боевые действия и при минусовой температуре, — отмечает военный. — Правда, зимой маневрирование становится сложнее: огневые позиции переходят в стационарное состояние. А позиции врага надо разнести! И это — вопрос времени и сноровки наших воинов.
Конечно, будет тяжело и местами холодно, не скрывает Сергей. Но ребята, хотя и устали, готовы к любым испытаниям. Потому что воюют за свою страну, свою землю, свою свободу.
Здійснено за підтримки Асоціації «Незалежні регіональні видавці України» в рамках реалізації проєкту Хаб підтримки регіональних медіа. Погляди авторів не обов’язково збігаються з офіційною позицією партнерів
Читайте также:
С приходом весны все больше одесситов начинают задумываться не только об обновлении гардероба, но и… Read More
На Соборной площади «исчезла» инклюзивная детская площадка. Работает техника, территория ограждена, объявление «Осторожно, демонтаж!» отвечает… Read More
В пятницу, 4 апреля, около 20:00 в Кривом Роге произошел ракетный обстрел, в результате которого… Read More
В субботу, 5 апреля 2025 года, в Одессе и Одесской области ожидается относительно теплая погода… Read More
В Одесском городском совете рассматривают возможность создания единого департамента путем объединения департамента земельных ресурсов и… Read More
Американские СМИ распространяют предположения о возможной передаче под контроль России стратегических объектов в Украине, в… Read More