Пенсионеры годами массово судятся с Пенсионным фондом Украины (ПФУ). Судятся и будущие пенсионеры, которым по каким-либо причинам отказано в назначении пенсии. Мы решили разобраться, почему сложилась такая ситуация, и что говорят об этом юристы?
На мой взгляд, главная проблема состоит в том, что в Украине пенсионное законодательство постоянно меняется. Очень часто оно сужает пенсионные права людей, на которые они могли рассчитывать раньше. Это однозначно дает основания для обращения в суды.
Яркий пример – дети войны. В свое время был принят закон, обещавший таким людям доплату к пенсии в размере 30% прожиточного минимума. Затем закон несколько раз переписывали: сначала уменьшили размер надбавки, а затем вообще отметили, что размер должен устанавливаться Кабинетом Министров. Кабмин установил надбавку сначала в размере 7% прожиточного минимума, а затем вообще – в фиксированном размере 66,43 гривны. С 2014 года эта сумма не пересматривалась. Конечно, юристы не стояли в стороне и помогли тысячам пенсионеров получить через суд повышенную надбавку, предусмотренную первой редакцией закона (с доплатой за предыдущее время).
К тому же законодательство не только переписывается, но и очень часто выписано недостаточно четко. Это также позволяет выискивать лазейки для обжалования тех или иных решений, или действий Пенсионного фонда.
Судья-спикер Шестого апелляционного административного суда Оксана Эпель видит проблему более широкой. Она считает, что государство в свое время взяло на себя очень много обязательств, которые теперь не может выполнить:
— На законодательном уровне государство взяло на себя достаточно высокие обязательства, не соответствовавшие экономической ситуации. И сейчас мы все понимаем, что эта ситуация усугубилась еще больше, поэтому впереди я предвижу только увеличение количества социальных споров.
Итак, проблема комплексная и заходит в тупик. Ведь государство пока едва справляется с выплатой текущих социальных обязательств, а вот на исполнение судебных решений и выплаты задолженностей по ним денег нет.
Долги время от времени выплачиваются. В ПФУ отмечают, что пенсионные выплаты за истекший период, в том числе начисленные во исполнение решений суда, производятся получателям по отдельной программе, предусмотренной в бюджете на соответствующий год. Этот вопрос регулируется постановлением Кабинета Министров от 10.11.2021 №1165.
Вот живой пример. В начале прошлого года военный пенсионер из Винницкой области Иван Остапович обратился в суд. Он был не согласен с расчетом его военной пенсии. Выиграть суд 88-летнему пенсионеру помог адвокат, взявший за свои услуги 5 тысяч гривен. Но дело того стоило. Суд был выигран, и через восемь месяцев ПФУ пересчитал пенсию: ее ежемесячный размер увеличился примерно с 8 до 12 тысяч гривен. Следовательно, расходы на юриста окупились почти сразу, поскольку текущий размер пенсии существенно увеличился. Другое дело, что ПФУ должен пенсионеру еще 195 тысяч гривен за период с 2018-го по 2022 год – за прошлый период. Эти деньги пока никаким образом получить не удается.
Кстати, военные пенсионеры и пенсионеры других силовых структур судятся с ПФУ больше других. Первая причина состоит в том, что закон четко обязывает пересчитывать военные пенсии в случае, если увеличивается денежное обеспечение у действующих военных. Однако такие перерасчеты под разными предлогами государство много лет игнорировало. Вторая самая большая причина – перерасчет военных пенсий в 2018 году. Тогда Кабмин официально поднял оклады силовикам и постановил пересчитать военные пенсии. Но ПФУ сделал это специфическим образом. Оклады, учитываемые при исчислении пенсии, увеличили, а процент окладов уменьшили.
Дело в том, что ранее военные пенсии могли назначать в размере до 90% от оклада в зависимости от выслуги лет. Но потом закон изменили, и теперь максимальная пенсия – это 70% от оклада. Сначала ранее назначенные пенсии не трогали, нововведение якобы касалось только будущих пенсионеров (что тоже в определенной степени несправедливо). Но в 2018 году при массовом перерасчете старых пенсий этот процент всем автоматически урезался, мотивируя это тем, что уже действуют новые правила. В целом, пенсии у людей выросли из-за увеличения окладов, но выросли не так сильно, как могли, из-за уменьшения процента от оклада. Это и стало поводом для массового обращения в суды, что мы видим на примере Ивана Остаповича.
Причин для обращения в суд может быть множество. К примеру, пенсии чернобыльцам – тоже распространенный пример. Здесь речь может идти и об отказе в назначении досрочной пенсии за неимением каких-либо документов, и о размере самой пенсии. Когда-то в профильном законе было прописано, что ликвидаторы с инвалидностью I группы должны получать не менее 10 минимальных пенсий. Эту норму из закона давно вычеркнули, но суды до сих пор продолжаются, и ликвидаторы их систематически выигрывают, поскольку адвокаты апеллируют именно к старой норме закона. В то же время ПФУ опирается на действующую редакцию закона.
Распространенные случаи – это и переход с одного вида пенсии на другой. Дело в том, что при назначении пенсии по возрасту применяется показатель средней зарплаты по стране за три года, предшествующих году обращения за назначением пенсии. А когда речь идет о переходе с одного вида пенсии на другой, то ПФУ обычно применяет старый показатель зарплаты (тот, что применялся при расчете предыдущего вида пенсии). Адвокаты доказывают, что это неправильно, особенно если пенсия назначалась по нормам одного закона, а переход происходит на пенсию, предусмотренную другим законом. И такие дела тоже выигрываются. Здесь пример того, что ПФУ трактует определенную норму закона одним образом, а адвокаты другим.
И это примеры только типичных дел. А есть еще и нетипичные или какие-то индивидуальные случаи, где людям, например, не засчитывают что-то в стаж или не назначают льготную пенсию за неимением документов.
Одну из таких историй нам рассказала адвокат Львовской области Юзефа Ивановна. Человеку не засчитали в стаж время работы в колхозе, поэтому не хватило общего стажа для назначения пенсии. В ПФУ ссылаются на статью 56 Закона «О пенсионном обеспечении». Там указано, что при исчислении стажа работы в колхозе за период после 1965 года, если член колхоза не выполнял без уважительных причин установленного минимума трудового участия в общественном хозяйстве, учитывается время работы по фактической продолжительности.
«В отказе написали, что человек не предоставил справку о трудоднях. Но согласно норме закона, он ничего не обязан предоставлять. Орган требует доказать, что человек не был прогульщиком или бездельником. Если норма не была выполнена, это забота органа, который должен составить соответствующий документ. Для этого, например, в трудовой должна быть запись, что норма трудодней не выполнена без уважительных причин. Ибо если была уважительная причина, то стаж засчитывается полностью. Пусть это доказывает тот, кто считает, что норма не выполнена без уважительных причин. Если ПФУ в чем-то сомневается, то сам должен это выяснять, а не возлагать обязанность на заявителя. Закон такую обязанность на пенсионера не возлагает», – рассказывает адвокат.
Интересно, что Юзефа Ивановна начала сотрудничать с органами социального обеспечения еще в советское время. Сегодня она уже сама пенсионерка, однако продолжает предоставлять адвокатские услуги другим лицам пенсионного и предпенсионного возраста.
По ее словам, в суд, как правило, обращаются более подготовленные пенсионеры, работавшие в соответствующих государственных органах или, например, военные. Хотя есть случаи и с обычными пенсиями по возрасту.
— Если человек малообеспечен и не в состоянии заплатить, то государство гарантирует ему бесплатную правовую помощь, – говорит адвокат.
Схема оплаты в адвокатских фирмах может отличаться. Некоторые компании за свои услуги берут месячный размер пенсии, независимо от того, какова пенсия: три, десять или двадцать тысяч гривен.
Следует добавить, что отдельные юридические фирмы не только помогают судиться с ПФУ, но и предоставляют услуги по обычному оформлению пенсии, помогают собрать необходимые документы.
По словам юриста Екатерины, которая работает в одной из столичных адвокатских контор, судебные процессы идут очень долго. По Киеву и Киевской области дела первой инстанции рассматриваются в среднем в течение года. Хотя в других областях это может быть быстрее – всего несколько месяцев.
Впрочем, Юзефа Ивановна уверяет, что такая же картина и на Львовщине.
— Не знаю, как по Украине, но в нашей области это длительно – занимает почти год, – сетует адвокат.
К тому же, по ее словам, ПФУ использует и другие уловки, чтобы затягивать время.
– Хорошо, если первая инстанция рассмотрела дело в течение трех месяцев. Затем 30 дней дается на апелляцию. ПФУ, как правило, подает апелляцию если не на 30-й, то на 29-й день. Затем они не платят специальный судебный сбор. Таким образом, апелляционный суд вынужден оставить дело без движения и дать органу ПФУ время, чтобы он устранил недостатки. На это обычно дается 10 дней, но хорошо, если укладываются в месяц. И это снова будет в последний день. Никогда в первый или второй, – рассказывает Юзефа Ивановна.
В лучшем случае решение пенсионер получает за 7-8 месяцев со дня обращения.
Даже если суд вынес решение в пользу пенсионера, то возникают проблемы с его исполнением. Добровольное решение выполняется долго. Чтобы ПФУ выполнил его принудительно, человеку нужно обратиться за исполнительным листом.
И здесь мы возвращаемся к вопросу долгов. Суд человек выигрывает, а деньги ПФУ не выплачивает. Так стоит ли вообще судиться?
– За прошедшее время они деньги не выплачивают, а оформляют это как задолженность Пенсионного фонда. С этим были сложности и раньше, а в военное время ситуация стала еще хуже. Подозреваю, что эти суммы некоторые пенсионеры никогда уже не получат, – говорит Юзефа Ивановна.
А вот юрист Екатерина в этом вопросе более оптимистична.
— Что касается недополученной пенсии, то таких людей ставят в очередь, ведь есть соответствующий реестр. С течением времени эта компенсация хоть понемногу, но выплачивается, – уверяет специалист.
Впрочем, она отмечает: чтобы недополученная пенсия за прошедшее время была выплачена, об этом должно быть четко указано в решении суда.
Адвокаты и юридические компании пользуются несовершенством системы. Они помогают людям выигрывать судебные споры против ПФУ. Конечно, они делают это за деньги. Впрочем, есть пенсионеры, которые сами могут составить иск и подать в суд, минуя услуги посредников.
Следует ли обращаться в суд? Это личное дело каждого.
Обратим внимание, что иногда вопрос можно решить и без суда. Правильность действий местного органа ПФУ очень часто можно обжаловать, написав заявление или жалобу в областное управление или непосредственно в центральный аппарат ПФУ, который находится в Киеве.
В Одесской области два сотрудника районных территориальных центров комплектования и социальной поддержки продавали военнообязанным отсрочки. Read More
В Пивденном простились сразу с двумя погибшими воинами - солдатом Марковским Игорем Григорьевичем и боевым… Read More
С пятницы, 22 ноября, в Одессе возобновлена работа автобусов № 105 и №105-А по постоянному… Read More
В пятницу, 22 ноября 2024 года, в связи с плановыми работами на городских электросетях некоторые… Read More
1003-й день Украина противостоит полномасшатабной агрессии российской федерации. На утро, 22 ноября, ситуация на фронте… Read More
В Одессе 49-летняя водитель автомобиля «Ssang Yong» наехала на женщину, которая переходила проезжую часть и… Read More