Эх, дороги!.. Мостовые-тротуары… Их мощение или, говоря сегодняшним языком, покрытие, порой вызывает и смех, и печаль.
Покровский переулок
Ну или что-нибудь другое в зависимости от душевного настроя. И если мы сегодня часто сокрушаемся на тему «плитку только постелили, а она уже шатается-ломается», то сразу возникает вопрос: а как было раньше?
Впрочем, частично «как было раньше» можно увидеть и сегодня. Путешествуя по улицам-переулкам города, «Одесская жизнь» не раз обращала внимание, что в некоторых местах можно увидеть, чем и как мостили тротуары и проезжую часть.
К примеру, в Покровском переулке мы увидим сразу несколько «слоев» дорожного покрытия. Интересен в этом смысле Интернациональный (он же Занделовский) переулок. На спуске Степана Олейника вообще можно часами бродить с фотоаппаратом: это наглядное пособие по изучению истории дорожного покрытия.
Все подобные места перечислить невозможно. А вот одесский краевед, автор книг об Одессе Дмитрий Жданов поведал нам по этому поводу очень характерную историю из далекого прошлого одесских дорог. И становится понятно: проблемы с мощением одесских улиц — тема вечная.
Дмитрий Жданов ссылается на одесского старожила О.Чижевича:
«Одесский старожил О. Чижевич в своих воспоминаниях красочно описал проблемы дорог в Одессе 19 века. В частности, Чижевич упоминает закупку некачественного камня для мощения: «Камень, который использовали для мощения мостовых Одессы был такого качества, что в одну осень и зиму превращался в глинистую грязь и затем весною собирался с улиц арестантскою рабочею ротою и вывозился на чумную гору. Немногим известно, что наша т.н. Чумная гора представляет собою грандиозный памятник одесских шоссированных улиц, в котором заключается несколько миллионов городских денег».
Далее Чижевич указывает на один из трюков подрядчиков, крадущих деньги на закупке стройматериалов: «Кучи щебня, принятые в одном месте строительным Комитетом, ночью перевозились подрядчиком на другую улицу и там вторично принимались и т.п.»
Дмитрий Жданов даже поведал по этому поводу еще один любопытнейший факт. Краевед пишет: «Плохие дороги были в Одессе и при графе Строганове. Грязь и ухабы на многих улицах препятствовали движению экипажей, особенно в ночное время. Все жалобы начальству оставались без последствий. Тогда придумали напустить на графа одну из одесских львиц, жену австрийского консула. При первом свидании с графом она сказала, что дороги настолько ужасны, что по вечерам опасно выезжать из дому. На это граф ответил: «Порядочные женщины по ночам сидят дома»…
Еще по теме: Мостовые с душком: как строили и чем мостили улицы Одессы?
Кусочек старой Одессы: часть улицы Толстого стала Гулевой
Фото автора
В Украине официально зафиксировали пять рекордов, достигнутых военной разведкой благодаря использованию морских дронов. При этом… Read More
Продукция швейцарского бренда Audemars Piguet славится высокой точностью, изысканными усложнениями, дорогими материалами, безупречным выполнением каждой… Read More
Днем 3 июля 2025 года враг снова атакует ракетами Одесскую область. В Одессе прозвучал мощный… Read More
Такое возможно только в Одессе. От рассвета до вечера - множество уникальных событий! Наш культурный… Read More
На прошедшей сессии Одесского горсовета обсудили реализацию городской программы по популяризации украинского языка. Read More
В четверг, 3 июля 2025 года, ДТЭК «Одесские электросети» продолжит плановые ремонтные работы, в связи… Read More