1 октября 1946 года в немецком городе Нюрнберг представители 4-х стран-победителей (СССР, США, Англия и Франция) завершили судебный процесс над германским нацизмом. Будет ли похожий суд над рашизмом в Гааге? Об этом размышляет постоянный автор «Одесской Жизни» Валерий Боянжу.
На самом деле в обвинителях немецкого нацизма был весь цивилизованный мир, пытавшийся понять, откуда же выросли корни зла, забравшего на Земле жизни у многих десятков миллионов людей.
Судя по тому, что творится на планете сегодня, попытка понять оказалась неудачной. Потому что сегодня, произнося «Нюрнберг», мы явственно слышим «Гаага» – название того города, где (эх, скорее бы!) пройдет международный суд над реаниматорами нацизма, трансформировавшими – безбоязненно, поэтапно, у всех на виду! – гитлеризм в путинизм.
А ведь с Нюрнбергским процессом задумано все было по-уму: открытый судебный процесс, гласность, в общем, как в Библейском «Послании к римлянам» – «Каждому воздастся по делам его».
Правда, главный обвинитель от США Роберт Джексон толково заметил, что «персональное наказание, которое может быть применено только в случае проигрыша в войне, похоже, не служит достаточным устрашением для предотвращения войны».
В свое время я внимательно прочитал, а потом с годами неоднократно перечитывал толстенную книгу «Нюрнбергский эпилог» (автор – советский функционер, юрист Аркадий Полторак). А вот сейчас всплыло многое из того, чего не было, да и быть априори не могло в той книжке. Это закулисье при подготовке того процесса.
Так вот, союзники процесса не хотели. Еще в феврале 45-го на Ялтинской конференции Черчилль предложил без суда и следствия прикончить нацистское руководство. Но на проведении процесса настаивал Сталин.
Ну еще бы, ведь у него был огромный опыт проведения публичных процессов в СССР в конце 1930-х годов. И в советскую правительственную комиссию в Нюрнберге были назначены именно «режиссеры» тех московских процессов во главе с Андреем Януарьевичем Вышинским – одной из ключевых фигур массовых судилищ в СССР (и порождением Одессы, между прочим: он здесь родился во вполне приличной польской семье).
Союзникам пришлось согласиться с идеей проведения Международного военного трибунала и летом 1945-го был подписан договор. Начались дебаты по определению места его проведения. «Советы» Москву не «продавили», прошел вариант Нюрнберга.
И начались настоящие базарные торги: у каждой из «высоких договаривающихся сторон» был свой «скелет в шкафу», который не должен был быть упомянут на процессе. Да что там скелет!? Скелеты!
Так, Сталин «стеснялся» информации о своих предвоенных шашнях с Гитлером, не хотел афишировать расстрел польской военной элиты в Катыни. Англичане старались избежать озвучивания факта своей довоенной политической проституции (позорный Мюнхенский пакт 1938 года – соглашение с целью мирного урегулирования кризиса, вызванного территориальными претензиями Германии к Чехословакии). Ну и многое другое с обеих сторон.
Решили, что участники процесса в частном порядке обменяются списками «неприкасаемых» тем. Вот, в частности, запретный «темник», который главный обвинитель от СССР Роман Руденко передал своему вышеназванному коллеге из Штатов.
Это вопросы, связанные с общественно-политическим строем; внешняя политика СССР (пакт Риббентропа – Молотова, советско-польские отношения); советские прибалтийские республики.
Так организаторы Нюрнбергского процесса сами себе «списали» свои греховные болезни, а значит лишили цивилизацию возможности говорить о них, а значит – лечить их, профилактировать на дальнейшее. Кстати, полные тексты протоколов процесса так где-то и пылятся в архивных папках под грифом «Совершенно секретно», достоянием общественности они не стали.
Читайте также: Финская «СВО» и украинская: агрессор один и тот же
Ну и что мы имеем на 1 октября 2024 года, т.е. 78 лет спустя? Как говорят в Одессе, тем же концом по тому же месту. В 1938-м Запад, изнасиловав Чехословакию, заставил ее «добровольно» отдать Гитлеру Судетскую область – и, мол, будет мир во всем мире.
Тогда еще Польша с Венгрией свои «5 копеек» не преминули вставить в Мюнхенское соглашение, потребовав от погибающей Чехословакии «порешать» и их территориальные домогательства. При этом Гитлер пообещал – «никаких больше территориальных претензий в Европе»! А в марте 1939 года он нарушил Мюнхенское соглашение, оккупировав остальную часть Чехословакии. Шесть месяцев спустя, в сентябре 1939 года, Германия растоптала Польшу. И Великобритания оказалась в состоянии войны.
Сейчас путлеру понадобился изрядный кусок Грузии, и Запад этого не заметил. Типа, раз забрал, значит ему нужнее? «НА» Украине путлер начал с «Крым наш», и Запад этого «не заметил». Ему и это нужнее? Или «не тронь г-но: вонять не будет»?
Но оно продолжило вонять и захотело «денацифицировать» Донбасс. И сейчас, ближе к 1000-му дню этой по-гитлеровски подло начатой войны, на Западе находятся «с дуба рухнувшие» деятели, которые советуют уступить путлеру украинские «судеты» – лишь бы утихомирился.
Точно, как в частушке: «С неба звездочка упала прямо милому в штаны: пусть бы все там оторвала, лишь бы не было войны»… Но, во-первых, то, что пропало из штанов милого – это мелочевка, это не оторванные от Украины Крым и Донбасс. А во-вторых, война уже идет полным ходом!
Те из наших союзников, которым сложно провести параллели между до боли схожими ситуациями – в 1938-39 гг. и нынешней – вполне могут «обосрамиться». Но «могут» – это только предположение. Ведь есть надежда и на то, что они вспомнят курс мировой истории, который проходили в своих «гарвардах» и «принстонах», и прикинут на калькуляторах, что выгодней повторить Нюрнберг в Гааге.
Надежду вселяет и (возможно) следующий президент США Камала Харрис. По крайней мере вот что она сказала, беседуя недавно с Президентом Зеленским: «Мы вас поддерживаем не из благотворительности, а из своих стратегических соображений». Что ж, может хоть эта быстрее сообразит, как ускорить начало суда в Гааге.
А то один из ее предшественников в Будапеште «убалтывал « Украину: разоружайся, если что, я грудью встану! А когда началось «если что», то его сменщик уже фактически перефразировал обещание «великой державы»: я грудью встану (за твоей спиной).
На заглавном фото: Осмотр шрамов на ноге польской свидетельницы на Нюрнбергском процессе как доказательство последствий экспериментов немецких врачей Фрица Фишера и Герты Оберхойзер в женском концлагере Равенсбрюк (Германия)
Читайте также: Москва тоже умеет гореть!
Россия проводит мобилизационные мероприятия в Приднестровье, опрокидывает спецслужбы и готовит гибридную операцию. Read More
Когда-то здесь располагался православный скит с кладбищем, где были похоронены именитые граждане Одессы. Потом –… Read More
По информации компании «Укрэнерго», 10 декабря 2025 года произошло обновление графиков. Read More
Суд наложил арест на сухогруз «теневого» флота РФ, который использовался для вывоза зерна с оккупированных… Read More
Мобильные приложения могли бы избавить пассажиров Одессы от долгого ожидания на остановках, но реальность оказалась… Read More
Экологи зафиксировали масштабное загрязнение воздуха в Одесской области после пожара на нефтебазе в результате ракетных… Read More