Сегодня все чаще можно услышать знаменитую фразу героя одного популярного фильма: «Ну кто так строит?!». И действительно, качество современного жилья оставляет желать лучшего, поэтому некоторые одесситы предпочитают приобретать квартиры вторичного фонда. Ведь есть еще старые дома, которые стоят более столетия и разрушаться не собираются.
Одесские дворы появились еще в XIX веке
Одессу застраивали по плану Деволана и Форстера — прямоугольные сетки улиц, смещенные относительно друг друга на 45°. При такой планировке улицы были открыты в сторону моря, дома обдувал свежий бриз и освещало солнце. Да и заблудиться в таком городе было проблематично.
С момента основания Одессы основным населением были торговцы и мещане. Первые дома для них строили достаточно скромные. Сначала в городе стали появляться одноэтажные и двухэтажные дома. Подобные строения еще можно увидеть в Греческом переулке, где селились выходцы из Греции. Они предпочитали строить дома с внутренними двориками, балконами и верандами.
Чуть позже в городе стали появляться особняки — двухэтажные дома с воротами. Внутри дома был двор, который служил центром общественной жизни. Так что можно сказать, что система строительства оказала влияние на появление фирменного одесского стиля взаимоотношений между соседями.
Двор мостили ракушечником, а также дорожками из вулканических плит, которые как балласт привозили торговые корабли. Внутри его засаживали деревьями, а в центре устанавливали колодец или небольшой фонтан. Кстати, одесские дворы планировали так, чтобы там было как можно больше тени, и они сохраняли дневное тепло ночью и ночную прохладу утром.
Однако больше, чем летняя жара, жизнь одесситов омрачало отсутствие воды. Между прочим, это даже повлияло на городскую архитектуру: дома часто покрывали односкатными крышами с водостоком для сбора дождевой воды. С крыш вода попадала в специальные подземные цистерны, которые находились обычно в центре двора. Внутри цистерну отделывали цементом, а чтобы очистить воду, устанавливали своеобразные фильтры из древесного угля и гравия.
Вместо строительных норм — совесть
В Российской империи очень долго не было единых строительных норм, а первый строительный устав был утвержден только в 1857 году. До этого каждый строил, как Бог на душу положит. Те, кто был обучен грамоте, могли использовать издававшийся в то время справочник строителя. Там можно было найти общие данные — какой должна быть глубина фундамента или толщина стены. Кроме этого, была рассчитана высота цоколя, ширина карнизов и даже расстояние от пола до подоконника. В домах, построенных с использованием этих советов, всегда было светло, а стены не страдали от сырости. Правда, все удобства, что называется, были «во дворе»: дома отапливали печами, воду носили из колодцев, туалетом служили выгребные ямы, а «лампочками» — свечи.
Но несмотря на такую «строительную неопределенность», правила возведения домов столетие назад не слишком отличались от современных. Существенным было только одно отличие — все материалы были максимально качественными, а работы выполнялись ответственно и квалифицированно. И это при том, что строительные инструменты были где-то даже примитивными, а единственными механизмами для облегчения труда служили простейшие приспособления. Ведь застройщик, в доме которого через год-другой начинала протекать крыша или отваливаться штукатурка, не говоря уже о трещинах в стенах, рисковал пойти по миру. Добрым именем, репутацией дорожили как сокровищем, потому что жители города знали, кто, где и что строил. Сейчас, увы, ситуация другая — мы знаем только «фамилию» фирмы и проверить качество строительства перед покупкой квартиры не можем.
Ранее мы рассказывали о том, как в начале ХХ века в Одессе строили больницу на Слободке.
Строительство контролировала полиция
В конце XIX века в Одессе начался строительный бум — как грибы стали расти доходные дома, в которых квартиры сдавали внаем. Однако это имело и свои оборотные стороны. Распродать такое количество квартир было нереально, и застройщики-«передовики» часто становились банкротами.
Разрабатывать и создавать чертежи будущих зданий было разрешено только архитекторам. При разработке проектов они должны были учитывать требования времени и создавать соответствующую инфраструктуру — погреба, чуланы, а рядом при необходимости планировать конюшни, сараи или сад с огородом.
Высота потолков в доходных квартирах для рабочих должна была быть не ниже 2,8 метра, чтобы жильцы не угорели — ведь топили тогда печками. В домах, предназначенных для более состоятельных жильцов, потолки, конечно, были значительно выше. Кстати, в советское время высота потолков в хрущевках, согласно строительным нормам, была всего 2,5 м. Размеры квартир рассчитывались исходя из того, что на одного жильца должно было приходиться 56,44 м2 жилой площади. И хотя никаких официальных распоряжений по этому поводу в царской России не существовало, застройщики соблюдали это как негласный закон.
За строительством в то время следило полицейское управление. В обязанности полиции входило утверждать план строительства и контролировать его исполнение. На постройку каменного дома давали не более пяти лет, а деревянного и того меньше — всего три года. Если застройщик не успевал выстроить дом, то с ним не церемонились — земельный участок запросто могли отобрать и отдать другому.
Источники: viknaodessa.od.ua; zaodessu.com.ua; odessa.travel; usionline.com; sfw.so; mapio.net.
Ранее мы рассказывали о первом авиаторе Одессы — Михаиле Ефимове.