Иногда продавцы отказываются вскрывать упаковку, чтобы показать товар покупателю. Они просят сперва оплатить покупку, а потом, если что-то не устроит, товар можно будет вернуть или обменять. Но насколько законно это требование продавца?
Давайте разберемся, какие права есть у покупателя перед покупкой товара.
Покупатель имеет полное право осмотреть товар до его покупки, сказано в Гражданском кодексе. Можно на законных основаниях требовать, чтобы продавец провел демонстрацию товара и проверил его свойства.
Но далеко не все товары можно осматривать и трогать руками. Продукты питания, например, относятся к группе специфических товаров, требующих тщательного соблюдения санитарно-гигиенических норм. Поэтому вскрывать упаковки продовольственных товаров до оплаты, в большинстве случаев, нельзя.
Также бывают товары, которые по своему характеру не предполагают свободного обращения. Как правило, это вещи для индивидуального пользования: наушники, предметы личной гигиены, косметика, хрупкие вещи и тому подобное. В торговом зале должно быть предостережение, с соответствующим объяснением. Если же предупреждения нет, то продавцы не могут запрещать осматривать товар, подчеркивают в Госпродпотребслужбе.
Статья по теме: Как вернуть товар в интернет-магазин?
Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о предлагаемом к продаже товаре, говорится в Гражданском кодексе. Поэтому во многих магазинах есть выставочные образцы, которые можно вертеть в руках и проверять функционал.
Продавца можно понять — ведь если он вскроет упаковку, а человек откажется от покупки, то такой товар уже не назовешь новым. Но если покупатель настаивает на осмотре запечатанного товара, то по правилам торговли у него есть такое право. Продавец должен провести проверку качества, безопасности и комплектности товара.
Иногда продавцы отказываются демонстрировать товар на том основании, что человек его еще не купил, а значит не является покупателем и у него нет права что-то требовать. Однако, в законе о защите прав потребителей написано, что потребитель — это человек, который приобретает, заказывает, использует или намерен приобрести или заказать продукцию для личных нужд. Это значит, что даже если вы ничего не покупаете, ваши права все равно под защитой.
Читайте также: В каких случаях продавец может отказать покупателю в обслуживании?
Книги жалоб и предложений в Украине отменили. Пожаловаться на незаконные действия продавца можно напрямую администрации магазина или позвонить в управление Госпродпотребслужбы в Одессе — (048) 716-13-01.
Могут. Внутренние правила почтовых и курьерских организаций это позволяют. Они всего-лишь посредники и выполняют волю продавца.
На Укрпочте не разрешают вскрывать заводскую упаковку косметики, мобильных телефонов, ноутбуков, планшетов и других аксессуаров, если это не предусмотрено условиями договора с отправителем. В правилах Укрпочты сказано, что отправления с пометкой «Осмотр разрешен» принимают через личный кабинет или программный интерфейс (скачать правила осмотра посылок Укрпочты).
Новая почта не разрешает вскрывать упаковку, в которой используются методы контроля первого открытия:
Во время осмотра товара на Новой почте запрещено срывать с упаковки заводские, рекламные и информационные наклейки, за исключением тех, которые размещены компьютерной, электронной и оптической продукции в местах ее открытия (скачать правила осмотра посылок Новой почты).
Читайте также: Покупатель против супермаркета — как отстоять свои права в магазине
Фото: Freepik, The Village
Сегодня, 22 ноября, в Одессе наблюдается мощный ветер, который привел к падению деревьев и повреждению… Read More
Руслан Тимченко пошел среди первых защищать Украину добровольцем. Сначала попал на Николаевское направление, затем —… Read More
Преподаватели проводят лекции в бомбоубежищах, студенты учатся из окопов, но конкурсы и престиж вуза растут,… Read More
На спуске Виталия Блажко стартует строительство новой дренажной системы. В связи с этим с 23… Read More
Мы живем во время исторических событий. 10 лет Революции Достоинства, 20 лет Оранжевой революции, годовщины… Read More
К руководству предприятия обратились сотрудники областной станции переливания крови с просьбой сдать кровь для нужд… Read More