В правительстве решили взять барьер, который до сих пор в Украине оставался непокоренным, и таки монетизировать льготы на проезд в общественном транспорте.
Министерство социальной политики Украины подготовило новый порядок предоставления льгот по оплате проезда отдельным категориям граждан в наличной форме. Порядок монетизации предлагается принять вместо отмененного в 2018 году. В чем суть нового предложения?
История введений и отмен льготы на проезд
Впервые в 2016 году парламент принял закон, которым разрешил монетизацию льгот на проезд в общественном транспорте.
Однако потом правительство целых два года не могло разъяснить местным органам власти, как монетизировать транспортную льготу. А когда разъяснение пришло — была установлена социальная норма не менее 30 поездок в месяц, — случился социальный взрыв.
В марте 2019 года Окружной административный суд Киева принял решение, что право на льготный проезд не может быть ограничено тридцатью поездками. После этого правительство проиграло и апелляцию. В итоге транспортная монетизация в Украине так и не случилась.
Монетизацию отдали на откуп местным властям
Новый Кабинет министров — на этот раз под руководством Дениса Шмыгаля и уже при президенте Зеленском — подготовил проект новой монетизации.
Предложение Минсоцполитики предусматривает, что решать — вводить монетизацию льгот или нет — будут местные власти. Если они пойдут на этот шаг, то льготники будут получать на руки деньги, если нет — будет действовать прежний порядок, при котором компенсации за льготный проезд получают перевозчики.
Также, согласно проекту, в случае монетизации на городских и пригородных маршрутах будет предоставляться денежная выплата, а на междугородних — компенсация. То есть та же выплата, но уже после осуществления поездки.
Периодичность и сроки выплаты утверждаются местными органами власти.
Мы также рассказывали, в каких одесских трамваях можно расплатиться по «безналу».
Кому положены льготы на проезд?
Деньги должны выплачивать исполнительные органы территориальных общин:
- лицам, которые получают пенсию и государственную социальную помощь, — путем перечисления средств на текущие счета в банках или почтой
- лицам, которые не получают пенсии и государственной социальной помощи, — путем перечисления денежных средств на их текущий счет в банке
- одному из родителей ребенка с инвалидностью или детей (от шести лет), которые имеют право на льготный проезд, — путем перечисления денежных средств на их текущий счет в банке
Но если льготник из «монетизированного» региона захочет воспользоваться льготой на проезд в «немонетизированном» — чтобы реализовать свое право, ему придется документально подтверждать факт поездки и требовать компенсаций в родном муниципалитете.
Кого лишат льгот на проезд?
Юридически, конечно, льгот никого не лишат — они положены по закону. Однако любая монетизация означает, что определенной части льготников не будет хватать средств на покрытие затрат на проезд.
Таким образом тогда снова появится две группы льготников. Первая — «пострадавшие» от монетизации, чьи расходы на транспорт возросли. И вторая – те, кто ездит мало и поэтому получают лишнюю копейку.
Первый пошел
Арцизский горсовет решил монетизировать льготы на проезд в маршрутках. Об этом сообщил мэр Арциза Сергей Парпуланский.
Он отметил, что льготники, в том числе пенсионеры, будут получать деньги в качестве компенсации расходов на пользование маршрутками.
«В сумме получается около 4 миллионов гривен на 8,5 тысячи человек в год», — сказал Парпуланский.
Читайте также: Как в Одессе в ХІХ веке работали извозчики.
А как получить монетизацию, добавят к пенсии или как?