Исторический Французский бульвар, в отличие от современного — «нуворишного» — сохранился в документах и памяти одесситов как одна из самых красивых и респектабельных улиц города.
В середине XIX века Французский бульвар называли Малофонтанской и Малоаркадиевской дорогой. Эти места были пригородом — местом неустроенным, с петляющей грунтовой дорогой, рытвины которой в распутицу превращались в озера, где лицеисты охотились на уток. Кроме климатических неудобств, были и сугубо бытовые — добраться сюда без собственного транспорта было делом невозможным, поэтому первыми здесь стали приобретать участки богатые одесситы.
Позже в пригороде стали строить и предприятия, давшие названия переулкам. Например, Кирпичный переулок появился благодаря находившемуся поблизости кирпичному заводу, которым владел «триумвират» Ефрусси, Рабинович и Тработти. Удельное ведомство, управлявшее имуществом императорской семьи, дало название Удельному переулку.
Вскоре Малофонтанскую дорогу стали обустраивать. Дело шло ни шатко ни валко, как вдруг царь надумал нанести визит во Францию. В память о событии гласный городской думы Василий Кандинский, отец знаменитого художника, предложил назвать одну из улиц Французской. Депутаты приняли предложение с восторгом, однако решить, какая улица достойна столь великой чести, никак не могли, и доверили право выбора на французскому посольству.
Целых полгода французы размышляли над этой проблемой, и наконец пожелали, чтобы имя Франции носила одна из лучших улиц Одессы. Как раз в это время в город должен был приехать французский президент Эмиль Лубе, и депутаты стали лихорадочно выбирать «достойную» улицу. Предлагали Канатную, Почтовую, Полицейскую, однако окончательный выбор пал на Малофонтанскую дорогу.
Здесь появились тротуары, первая в стране гудронная мостовая и даже рельсы для первого трамвая. Улица планировалась абсолютно прямой, и многие владельцы участков позволили «отрезать» от их земель кусок в пользу города. Но были и те, кто всячески противился этому, например, Григорий Маразли. Городским властям даже пришлось обращаться в столицу, чтобы разрешить спор. Учитывая заслуги Маразли, «сверху» приказали его участок не трогать. Именно поэтому Французский бульвар со стороны Аркадии немного изогнут дугой.
Улица «имени Франции» вскоре приобрела самый престижный вид. В открывшемся Ботаническом саду устраивали представления с фокусами, «военными картинами», фейерверками Серафини и запуском «аэростатического воздушного шара».
А на месте института Филатова располагался стадион «Спортинг-клуба», где играли Григорий Богемский и Юрий Олеша.
Ранее «Одесская жизнь» предложила читателям совершить вояж по нынешнему Французскому бульвару и остановиться у самых интересных объектов, которые в ближайшее время могут, к сожалению, исчезнуть.
Фото проекта OLD-ODESSA