Село Гандрабуры Ананьевской громады, что на Подольщине, — довольно живописное, с преобладающим молдавским населением. Уже на протяжении 350 лет ташует оно в долине правого притока Тилигула — реки Липецкая. Из-за типичных молдавских домов с щедро насыщенными стенами в народе его именуют «Синехатки». Визитной карточкой Гандрабур является величественный храм, возведенный и освященный 21 ноября 1914 года в честь выдающегося православного праздника Введения во храм Пресвятой Девы Марии. Село также известно своими археологическими, культурными памятниками, древними народными традициями и обрядами. Итак, давайте посетим это колоритное село.
На окраине села возвышается насыпанный еще скифами курган, в котором завещал себя похоронить основатель села, казацкий атаман Тимофей Гандрабура. Неподалеку обнаружено поселение трипольской культуры (IV-III тысячелетия до н.э.), где краевед Иван Мороз в 1965-м нашел хорошо сохранившуюся орнаментированную зернотерку и другие артефакты.
Именно он, историк местной школы и энтузиаст, исследовал историю возникновения села Гандрабуры.
Летом 1675-го, в отместку за попытку османов уничтожить Запорожскую Сечь, Иван Сирко собрал 20-тысячное казацкое войско и пошел на Крымское ханство. В казацких рядах воевало немало молдавских крестьян, которые прибились к казакам Сирко во время одного из его рейдов против ордынцев по Валахии.
Разрушив города Гезлев (Евпаторию), Карасубазар, Бахчисарай, множество татарских поселков, казаки освободили тысячи невольников-православных, которые отправились на Украину. Тогда же немало уставших войной молдаван, прихватив трофеи, прежде всего скот, отправились Диким Полем в поисках лучшей доли. В облюбованной местности казаки построили землянки, загоны для овец и загоны для волов, коров и лошадей. Зимой мужчины тайно наведались в Валахию, откуда на новую родину вывезли свои семьи. Весной распахали нивы и стали вести хозяйство.
Вновь созданное поселение Гандрабуры быстро развивалось за счет запорожцев и крестьян-беглецов из Молдавского княжества и других мест. Обычно пришельцев нарекали новыми фамилиями. Более 160 лет село подчинялось Оттоманской Порте и каждую осень сюда наведывался турецкий сборщик налогов чауш. Крестьяне были вынуждены отдавать с каждого двора по одной рогатой скотине, определенное количество зерна и денег, а от десяти семей — подростка для пополнения янычарского войска.
— В XVIII веке это была территория Ханской Украины. Находясь в Турции, я нашел османский реестр населенных пунктов и описание этого края. Оказалось, что еще до 1791 года были и Ананьев как Анани, и Долинское — Валягоцулуй на румынском языке, которое османы называли Хочие. Бирзула обозначена на месте Подольска. Липецкое — это Липиске, Точилово — Торчиле, Гандрабуры — Бериндебур. Убежден, что именно османские архивы открывают нашу историю, которая замалчивалась царизмом и советской властью, — рассказал доцент кафедры истории Украины Южноукраинского педагогического университета имени Ушинского, исследователь османского наследия юга Украины, уроженец Ананьевщины Александр Середа.
С созданием в 1834-м Ананьевского уезда Херсонской губернии Гандрабуры стали волостным центром, в который вошли села Липецкое, Точилово, Гандрабуры с Гандрабурским выселком и Селивановка.
В 1792-м выходец из города Яссы монах Киево-Печерской лавры отец Таисий по благословению митрополита Петра Могилы построил в селе деревянную Петро-Павловскую церковь, которая просуществовала до 1872 года.
Священник сразу провел массовое крещение детей, венчание невенчанных и начал совершать молебны, акафисты, водосвятия и тому подобное.
В 1848-м здесь была возведена каменная церковь Архангела Михаила, а в 1912-м заложены основы Введенского храма.
В 1918-м, когда село оккупировали австрийские войска, церковный староста Штефан Кириллов по просьбе отца Федора спрятал ценности, святыни и документы. А в 1980-х наведались в Гандрабуры неизвестные из Ананьева, которые вырыли церковный клад и исчезли.
Храм Архангела Михаила начали разрушать еще в 1936-м, сняв кресты и купола. Сначала здание использовали как учреждение культуры, впоследствии отвели под склад и спортзал. В 60-х годах колхозники начали хранить здесь семена подсолнечника, что окончательно уничтожило фрески и разрушило здание. Впоследствии из его кирпичей построили сельскую больницу.
Сейчас о церкви напоминает лишь выцветшая фотография и воспоминания старожилов.
К счастью, прекрасно сохранился Свято-Введенский храм. Есть свидетельства, что церковь расписывал известный украинский художник Евгений Столица, который после революции находился в Ананьеве. Чтобы как-то прокормиться, художник за продукты нанимался церковным маляром.
В селе всегда заботились и об образовании детей. Сначала здесь существовала двухклассная церковноприходская школа. В советские времена школ стало аж шесть — полная, восьмилетка и четыре начальные. Теперь юное поколение получает образование в Гандрабуровском лицее.
Жители Гандрабур бережно хранят древние обряды и традиции. Поэтому начали фольклорно-этнографическое действо «Корнями в этнос — ветвями в мировую культуру». А каждую осень приобщаются к художественно-гастрономическому фестивалю молдавской культуры «Стругушор» — празднику молодого вина и мамалыги.
В учебных заведениях и культуре действуют историко-краеведческие музеи, где педагог Тамара Годорожий и библиотекарь Татьяна Шевченко продемонстрируют ткацкий станок, коллекции утюгов, старинные фотографии, предметы обихода и изделия народных мастеров. Художественный руководитель Дома культуры Татьяна Мазуренко поведала, что их вокальный ансамбль «Ностальгия» славится благозвучным исполнением народных песен.
В Гандрабурах — немало колодцев и источников. Каждую весну, перед началом Петропавловского поста, здесь устраивают обряд «Пайштили» — праздник колодцев. Крестьяне, собравшись возле украшенного и убранного вышитыми рушниками колодца, славят воду, дарят друг другу посуду, сладости, чтят память умерших и угощаются.
Занималась культурной жизнью села Общественная организация «Возрождение Гандрабур». По словам ее директора, учительницы истории Светланы Чечуй, люди жертвовали средства на проведение культурных мероприятий. Теперь в союзе с Ананьевской благотворительной организацией «Большие сердца» поддерживают ВСУ и земляков, которые мужественно защищают Украину.
К сожалению, в борьбе с врагом погибли гранатометчик Леонид Гончарук и матрос Александр Богачук, а еще несколько бойцов находятся в плену.
Осенью, когда уже собран урожай, выиграло молодое вино и созрели фрукты, жители устраивают День села — чествуют тружеников, вспоминают земляков, которые прославили родной край, угощаются плачиндами и вертутами, угощают игристым вином.
Традиционными блюдами молдаван являются мамалыга и, конечно, брынза.
Раньше местные молочарки изготавливали брынзу из овечьего молока. Сейчас — из козьего.
Славится своей молочной продукцией хозяйка Наталья Мазуренко. Женщина рассказала, что есть несколько способов приготовления брынзы. С использованием сычужного фермента немного сложнее, а вот с подкислением молока уксусом или лимонным соком доступен каждому. И поделилась с нами рецептом.
Ингредиенты:
Из этого количества ингредиентов получится примерно 400 г брынзы.
Поставьте греться молоко. Когда оно закипит, добавьте уксус и соль. Уменьшите огонь и кипятите еще 2 минуты. Расслоенное на творог и сыворотку молоко процедите сквозь дуршлаг, застеленный двумя слоями марли.
Полученный сыр хорошенько отожмите, края марли завяжите и поставьте под гнет.
Через несколько часов брынза будет готова к употреблению.
Продукт храните в стеклянной емкости в сухом виде или в рассоле, который делается из процеженной сыворотки с добавлением по вкусу соли.
По желанию в брынзу можно добавлять любимые травы. Например, во время приготовления можно добавить свежий измельченный базилик, петрушку, прованские травы или лимонную цедру.
Выходцев из польских земель называли Мазурянами, из Сербии — Драганами, из Полесья — Полищуками, из Валахии — Волошинами и Волочанами, из Мунтении — Мунтянами, из Центральной Молдовы — Моцманами (Моспанами).
Читайте также:
В четверг, 17 июля 2025 года, начались 1240-е сутки с начала полномасштабной войны РФ против… Read More
В четверг, 17 июля 2025 года, из-за плановых работ энергетиков часть Одессы до вечера останется… Read More
С весны 2025 года в Днестровском лимане фиксируется незаконная установка деревянных свай с арматурой, которые… Read More
В четверг, 17 июля, в Одессе будет переменная облачность, возможен кратковременный дождь. Температура воды в… Read More
В Одесской области служебная собака – овчарка Эльза – помогла спасти жизнь пенсионеру, который накануне… Read More
Экологи зафиксировали массовую гибель рыбы в природно-заповедном фонде, а именно – на Тилигульском и Хаджибейском… Read More