К этой небольшой сапожной мастерской, которая находится на пути к моему дому, заставили меня свернуть мои босоножки...
– Приветствую вас и извиняюсь – босоножек расклеился, сделайте что-то, чтобы я могла дойти домой, – обратилась с порога к мастеру.
– Да ведь это как-нибудь не делается. Разве что, чтобы домой дойти, – ответил сапожник и принялся за работу.
А я наблюдала за его умелыми руками и рассматривала мастерскую. Две небольшие комнаты удивляли чистотой и чистоплотностью. Не было горы обуви, как это обычно бывает. Везде царил порядок. На стенах – грамоты от Балтского горсовета и исторического музея, картины. Из другой комнаты виднелся резной по дереву сюжет мифологии – Пигмалион и Галатея.
– Очень хотелось воспроизвести в дереве этот древнегреческий миф. Он ведь не только о любви. Он о том, что нужно верить в свою мечту и самому ее творить. Ибо только вера и труд приведут к желаемому результату, – повел разговор Федор Кольцов, перехватив мой взгляд.
Еще учась в Балтской школе №6, он увидел, как старшеклассник работает с деревом. Резьба увлекла юношу. И для начала он освоил профессию раскройщика кожи, начал работать на пушной фабрике.
Потом была служба в армии, возвращение на фабрику, труд слесарем-сборщиком на заводе гидротехнических металлоконструкций в Новой Каховке и даже дальняя Якутия, куда ездил на заработки, чтобы обеспечить семью.
На Крайнем Севере работал на обогатительной фабрике. Но желание видеть результаты своего труда привело Федора к дому быта, где и научился шить обувь.
– Мы производили национальную меховую обувь: унты, торбасы (мягкие сапожки из кожи оленя, мехом наружу), ботинки, кожаные сапожки, – рассказывает мастер.
Однако душа тянулась домой в Украину. Заработанные на Севере деньги съела инфляция 1990-х. Но Федор Кольцов не растерялся, а с новой силой принялся за работу. Сначала работал сапожником в городском доме быта. А вскоре построил собственную мастерскую под названием «Ремонт и шитье обуви «Модерн».
Но не только как сапожник стал известным Федор Кольцов. Именно здесь, под обычной вывеской, созрел талант художника, о котором знали только родные.
Впервые его картины увидело сообщество десятилетия назад в историческом музее, на персональной выставке, посвященной родному городу. Инкрустированные картины мастера, деревянная мозаика и резьба по дереву собирали посетителей музея. Его мечта стала реальностью.
Мастер рисовал сюжет на бумаге, делал зеркальное отражение, чертил и резал по дереву, подбирал шпон по цвету. Кстати, шпона у него заготовлено много в сундуках. Он имеет пастельные цвета разных оттенков и разной структуры, с переливами или без них. Это отходы производства мебельного комбината, которые собирал сам и с помощью друзей, знавших о его таланте.
– Подбирал, какой материал больше подойдет, цвета, оттенки. Использовал шпон из дуба, акации, красного дерева, палисандра, тикового дерева. Все натуральное, – рассказывает Федор.
Когда подобраны цвета, рождается образ или сюжет, покрывается лаком – и картина готова.
В начале своего творчества все картины раздавал. Сегодня в наработке мастера более сорока картин. На них изображение Богородицы, ангелов, Святой Троицы, на триптихе – Господь Вседержитель, Иоанн Предтеча и Николай Чудотворец.
– Готовясь творить лики святых, в первую очередь изучаю библейские истории, прошу благословения у священника. Здесь важен каждый элемент, каждое движение, каждая деталь – все должно быть выполнено по канонам, – говорит Федор Самоилович.
Неудивительно, что изготовленные им святыни заняли ведущее место в храмах города и в домах христианских семей.
Читайте также: 200 картин любви и вдохновения: как художник из Балты создает свои уникальные полотна
А резьба по дереву – это и картины, и мастерски изготовленные скульптуры из дерева разных пород, которые отличаются цветом. Так, работы из липы – почти белые, из клена – зеленоватые, из дуба – коричневые. Мастер может по цвету определить, сколько лет дереву, где оно росло и в каких условиях хранилась древесина. А еще, художник мечтает создать картину из золотистого шпона с балтскими мотивами в подарок музею.
Каждое произведение требует времени, терпения и воодушевления. На создание одной картины уходят месяцы, а иногда и годы. Потому и произведения его – уникальны. Но отсутствие гармонии в нашем настоящем, что повлекло за собой войну, стало причиной того, что художник отложил свои замыслы и мечты на «после победы».
– Война украла вдохновение… – признается мастер.
В туфельках Федора Кольцова танцевали целые коллективы. Среди них хореографический хостинг ансамбль «Балтська зірочка», танцевальные коллективы Балтского педагогического колледжа и артисты из Одессы. И, конечно же, к нему шли и идут модницы и модники, желающие иметь добротную и оригинальную обувь.
– Люди бывают разные. Но с клиентами нужно учиться работать. Культура обслуживания и взаимопонимания с самыми требовательными заказчиками должна быть на высоте. Самая большая награда – это когда ты отдаешь клиенту добротно проделанную работу и слышишь слова благодарности, – рассказывает мастер. – Самое важное – все делать по-человечески.
Труд сапожника – это в основном ручная работа. Всегда под рукой необходимы инструменты и материалы: сапожные ножи, крючки, плоскогубцы, специальные молотки, кавычки, крючки, кисточки для клея, гвозди. Есть здесь и краска, и натуральная кожа для будущих ботинок или для заплат. Ибо какой бы изысканной ни была обувь, она со временем нуждается в ремонте.
– В нашем городе не так много мастеров по ремонту обуви. Но среди них выбираю Федора, который имеет достойную славу, — делится впечатлениями жительница Балты Валентина.
Внуку Федора Самоиловича десять лет. Ему нравится созерцать, как работает дедушка. Уже даже пытался брать инструменты в руки. Но дедушка запретил.
– Еще мал для работы с острыми предметами. А здесь ножи. У меня у самого в начале все руки были изрезаны. Пусть немного подрастет, – говорит мастер.
И внук с нетерпением ждет, когда придет то желанное время и дедушка скажет: «Берись за дело, будущий мастер».
Наверное, так и будет после победы Украины. Тогда, когда придет мир не только на нашу землю, но и умиротворение в душу. Тогда мастер откроет свои сундуки, достанет золотистые шпоны и вместе с внуком начнет творить мирные картины, обогащенные духовностью и святостью родной земли. И пусть это произойдет как можно скорее!
На фото: Федор Кольцов; Резная икона работы мастера
Август в Одессе – это жара, пылающая, как полуденное солнце, и лето, тающее, как мороженое… Read More
По данным синоптиков, завтра, в понедельник, 18 августа 2025 года, в Одессе и Одесской области… Read More
В Одессе есть Ланжероновская улица, Ланжероновский спуск, наконец первый городской пляж — Ланжерон. Историю Одессы… Read More
На территории Одесской области до конца сентября 2025 года действует запрет на отлов речных раков… Read More
Во время войны экспозиция археологического музея была демонтирована, ценности эвакуированы. О том, как сохранить коллекцию… Read More
В Одессе в рамках деколонизации улица Маршала Малиновского получила новое имя — в честь убитого… Read More