У Буджакской громады Одесчины из 47 детей-сирот, живущих в громаде, 46 устроены в семьи. Один семнадцатилетний парень, эвакуированный в начале войны в Польшу, остался там — учится в училище и находится под опекой польской семьи. Как удалось этого добиться? Кто заботится о детях без родителей?
Ключевые моменты
О том, как работают разные семейные формы устройства детей в громаде, рассказала Алла Куруч, руководитель отдела по делам детей:
– В нашей местности мы не ощущаем влияние войны так, как в зоне боевых действий. Однако нам уже пришлось устраивать детей, у которых отец погиб на войне, а мать умерла.
– Как удалось достичь того, что все обездоленные дети в громаде устроены в семьи?
– Прежде всего, мы ищем ближайших родственников — братьев, сестер, бабушек. Бывали случаи, когда ребенка брали под опеку крестные родители.
С усыновлением сложнее, ведь усыновители в основном хотят взять малышей от трех до пяти лет и готовы усыновить одного-двух детей. А у нас бывают целые семьи — 3–4 ребенка-сироты, которых мы не имеем права разлучать. И еще — мы не имеем права отдавать детей на усыновление за границу, приоритет — украинские семьи. Поэтому чаще всего это опека родственников. Если же ребенка не удалось устроить к родным, то мы направляем его в приемную семью или дом семейного типа, их в нашей громаде два.
– Есть ли такие, кто из-за войны уехал вместе с родителями за границу?
– Таких немало, и это не только дети-сироты, но и дети, лишенные родительской опеки. Есть и приемные семьи, и дети под опекой, которые сейчас живут в США, Ирландии, Германии, Польше, Румынии, Италии.
Законом не запрещено таким семьям выезжать, они имеют на это право. Однако даже за границей они находятся под нашим сопровождением — мы постоянно на связи.
– Поговорим о детях, которые стали сиротами при живых родителях.
– К сожалению, изъятий детей из семей с началом войны стало больше. И основная причина — пьянство родителей. Дети запущенные, часто голодные, не ходят в школу. Сначала мы изымаем ребенка временно — даем семье шанс исправиться.
Например, был случай: муж умер, женщина начала пить и полностью забросила детей. Мы их изъяли, дали ей время. Она бросила пить, навела порядок дома. Детей вернули, но ненадолго — снова сорвалась. Бывает и хуже — подростки сами обращаются в суд, чтобы родителей лишили прав. Но мы не забираем детей с первого обращения — сначала разговариваем, убеждаем, даем помощь психолога. Но этого часто недостаточно.
– Недавно в громаде появились две патронатные семьи. Что такое патронат?
– Патронатная семья — это семья на время, пока не будет определен статус ребенка. Например, изымаем ребенка из семьи по сложным жизненным обстоятельствам, и пока семья решает проблемы, ребенок живет не в приюте, а в обычной семье.
Кстати, сложные обстоятельства — это не только пьянство. Была женщина, которая тяжело заболела, ей требовалась срочная операция, а оставить двоих детей было не с кем, и она обратилась к нам. После выздоровления забрала их обратно.
Минимальный срок пребывания в патронатной семье — три месяца, максимальный — шесть. За это время, если в семье ничего не изменилось, мы должны найти другую семью. Патронатные воспитатели проходят курсы, собирают множество справок, должны иметь хорошие условия — отдельную комнату, мебель и т.д. После проверки комиссии они подписывают договор с главой громады и принимают детей.
– Кто помогает приемным и патронатным семьям?
– Благотворительные фонды предоставляют подгузники, продукты, одежду, детское питание, планшеты, фонари. Громада — материальную помощь, дрова. По программе «Детство» закупили канцелярские наборы на 100 тысяч гривен.
– Считается, что детей берут ради денег.
– Расскажу: патронатный воспитатель получает 24 тысячи гривен, помощник — минимальную зарплату. В приемной семье воспитатель получает 3100 гривен за одного ребенка, а сам ребенок — 6–7 тысяч. Это очень мало, поэтому желающих немного. В доме семейного типа воспитателю начисляют 15 100 гривен плюс выплаты детям. Но, поверьте, многие и за 24 тысячи не согласятся принять чужого ребенка. Это круглосуточная работа, дети часто травмированы, адаптация может длиться долго. Некоторые не умеют даже умываться или застилать постель.
Это тяжелый труд, и с родными детьми бывает нелегко, а тут нужно найти подход к чужим. Таких людей считаю настоящими героями.
Сергей и Елена Звягинцевы живут в селе Ганновка. Девять лет назад они создали детский дом семейного типа. Сейчас воспитывают пятерых детей — троих девочек и двоих мальчиков.
«Когда наши дети выросли, я поняла, что дом опустеет, — говорит Елена. — Захотелось подарить чужим детям радость настоящего детства».
Громада помогла семье средствами на мебель и плиту, а родная дочь и сын служат и работают — пример семейного единства.
Учительница Татьяна Греченко и её муж, священник, приняли мальчика Артема:
«Мы с ним и дома, и в школе — я его классный руководитель. Надеемся, что родная семья справится и он вернется домой».
Пока зарплату воспитателя она не получила, но громада выделила помощь — 14 тысяч гривен.
Сергей и Елена Киосе из села Евгениевка взяли на воспитание четырех сестер.
«Раньше я не верил, что смогу любить чужих детей, — говорит Сергей. — Но понял: добро делает жизнь осмысленной».
Они помогают пожилым людям и убеждены — сегодня людям как никогда важно быть рядом.
Читайте также:
Одесские кардиохирурги поделились подробностями уникальной операции годовалому малышу – сироте из Дома ребенка с врожденным… Read More
В Городском саду у Ротонды в этот день царила особая атмосфера – теплая, светлая и… Read More
26 октября отмечаем День автомобилиста. Как эпоха автомобилей начиналась в Одессе? Об этом из архивных… Read More
Одесские спасатели продолжают свою миссию по спасению братьев наших меньших. Так, накануне они освободили собаку,… Read More
Сегодня, 26 октября 2025 года, Украина переживает 1341-й день полномасштабной войны. Враг продолжает наносить удары… Read More
Одесская улица Леонова носила имя советского пограничника, погибшего на острове Даманский. Теперь она названа в… Read More