Недавно городские власти анонсировали превращение части исторического центра Одессы в пешеходную зону. Все начнется у Оперного театра уже совсем скоро. «Одесская жизнь» анализирует перспективы этой и других пешеходных зон, а также опыт других городов.
Где теперь только пешком?
Как рассказал директор городского департамента транспорта Александр Илько, примерно в середине июля начнется создание первой пешеходной зоны, помимо улицы Дерибасовской и Греческой площади. Она начнется от знаменитого перекрестка Дерибасовской и Ришельевской и охватит следующие улицы:
Ланжероновскую полностью: от Пушкинской до Гаванной и Горсада
Екатерининскую: от Греческой до Екатерининской площади и Дюка
Ришельевскую: от Дерибасовской и до Ланжероновской у Оперного театра.
Запрет движения автомобилей здесь будет проходить только в выходные и праздничные дни. В это время сюда будет разрешен въезд только личного автотранспорта жителей домов, попадающих в сферу действия пешеходной зоны, автомобилей экстренных и специальных служб, коммунальной спецтехники, технологического транспорта для обслуживания магазинов.
Единственный проходящий здесь автобусный маршрут №137 будет перенаправляться на соседние улицы.
Центр будут перекрывать:
- С 18 до 22 часов по субботам.
- С 10 до 22 часов по воскресеньям.
- С 8 до 22 часов в выходные, в дни государственных и религиозных праздников.
С чего начинались пешеходные зоны в Одессе?
С 1984 года пешеходной сделали часть улицы Дерибасовской от Ришельевской (Ленина) до Преображенской (Советской Армии). Это реализовывалось в рамках проекта комплексной реконструкции улицы под руководством архитектора Генриха Топуза и художника Евгения Оленина. Тогда, на рубеже 1970-1980-х в среде советских градостроителей произошло переосмысление роли исторических центров — которые теперь понимались как главные функциональные элементы городов вместо промзон и новых жилмассивов. Дерибасовскую авторы проекта хотели сделать историко-архитектурным заповедником, убрать транспорт, восстановить памятники архитектуры — но при этом застроить Летний театр в горсаду, разместив на его месте огромный концертный комплекс.
Тогда удалось сделать пешеходной лишь Дерибасовскую. Но уже в 2000-х постепенно квартал от Ришельевской до Екатерининской вновь открыли для автомобилей.
А с 2004 года, в итоге длительных строительных работ, пешеходной стала Греческая площадь. Но даже здесь пришлось сделать компромисс в виде узкой объездной дороги вокруг занявшего место «Круглого дома» торгового центра.
Осенью 2016 года одесские урбанисты из «Института Города» в качестве эксперимента на два дня освободили от автомобилей переулок Вице-адмирала Жукова около Дерибасовской. На импровизированной пешеходной зоне устроили летние площадки кафе, различные культурные мероприятия и арт-объекты. Но проект оказался недолговечным: жителям домов в переулке негде было парковать свои машины.
Зачем выгоняют транспорт из центра города?
Как совершенно справедливо заметили авторы идеи нынешнего перекрытия, улицы исторического центра в выходные и праздничные дни перегружены пешеходами. А проезжая часть и даже тротуары буквально забиты припаркованными машинами. И это наглядно видно на фотографиях с беспилотника, сделанных в самый обычный рабочий день.
Именно поэтому на данном этапе предложен компромисс. В те дни, когда поток гуляющих резко увеличивается — исторический центр делается пешеходным. А в рабочие дни все возвращается в пока что обычный режим.
Кроме того, исследования урбанистов показывают увеличение деловой активности именно на пешеходных улицах. На них больше магазинов, бутиков, кафе и ресторанов, чем на улицах с интенсивным автомобильным движением. Наглядные примеры в Одессе — сравнение, транзитной, по сути, улицы Пушкинской с улицей Екатерининской. На Пушкинской примерно вдвое меньше магазинов и кафе, чем на Екатерининской, где автомобильной движение имеет не магистральный, а локальный характер. Кроме того, в расположенном на сугубо пешеходной Дерибасовской торговом центре «Европа» стоимость аренды площадей намного выше, чем в любом другом ТЦ в центре Одессы, куда можно подъехать на автомобиле.
Альтернативный проект пешеходной Одессы
Одесский архитектор Аркадий Щупляков в качестве своей дипломной работы предложил постепенно, в четыре этапа, расширить границы пешеходной зоны: от Приморского бульвара вплоть до улиц Преображенской и Бунина. На Преображенской он предусмотрел сохранение движения трамваев.
Ограниченный режим движения только для общественного и специального транспорта автор предусмотрел по Садовой, Соборной площади, ряду улиц и переулков за пределами центра.
Улица Екатерининская в проекте сохраняется как зона ограниченного трафика — с общественным, коммунальным и спецтранспортом, а также возможностью заезда такси.
При этом Щупляков оставил без внимания судьбу линий троллейбуса по улицам Пушкинской, Греческой и Ришельевской в пределах пешеходной зоны.
«Пешеходный режим» в других городах
- Самым интересным примером является Львов, где уже более 10 лет часть исторического центра вокруг площади Рынок закрыта для въезда автомобилей. Здесь тесные узкие улочки, в которых практически вся жилая недвижимость сдается в аренду — поэтому нет проблемы въезда личного автотранспорта. Служебному, коммунальному и спецтранспорту, а также трамваям и туристическим электрическим микроавтобуосам въезд на площадь разрешен.
- В Киеве по воскресеньям и праздничным дням перекрывается движение автомобилей на Крещатике.
- В Праге пешеходными сделаны несколько улиц в районе Староместской площади.
- В Париже несколько лет назад начали сначала по выходным дням, а затем и постоянно перекрывать движение по автомагистралям вдоль набережных Сены. В частности, такой пешеходной зоной стала набережная Тюильри. Таким образом, вместе с ограничением скорости движения в центре Парижа до 30 км/час удалось разгрузить автотрафик, уменьшить количество пробок, а также вернуть набережным статус туристических и прогулочных локаций.
- Практически в каждом крупном городе Украины есть та или иная центральная улица с пешеходным статусом, которая становится «магнитом» для горожан и туристов.
- Во многих городах, в частности, Праге, Карлсруэ, Стамбуле, Хельсинки, Монпелье и других, существуют трамвайно-пешеходные улицы. Они сочетают в себе свободу от автомобилей, выхлопных газов с высокой мобильностью людей с помощью экологически чистого и вместительного электротранспорта.
* * * *
Пробное перекрытие запланировано на середину лета. Первое время перекрывать движение будет полиция, а затем, надеются в мэрии, автолюбители станут сами реагировать на установленные знаки. По итогам эксперимента чиновники примут окончательное решение о создании «пешеходной зоны» в центре Одессы.
Наконец-то!!! Давно пора.