Несмотря на близость к морю и центру Одессы, пологий песчаный берег и наличие транспортных магистралей, Пересыпь до сих пор остается депрессивным районом с убогим жильем и полуразрушенной промзоной. Рассмотрим как здесь можно сделать туристический центр, подобный пляжам Тель-Авива или Рио-де-Жанейро.
Как Пересыпь дошла до жизни такой
В начале XIX века Пересыпь представляла собой песчаную косу между лиманами и морем. Она щедро орошалась многочисленными ручьями и речушками. Местные названия вроде Лиманчика, Заливных и Солонцеватых переулков говорят о характере местности.
В процессе отделения Хаджибейского лимана от моря район пересыхал. Пересыпь стала источником пылевых бурь – песок подхватывался ветром и переносился на большие расстояния. Проблему решил градоначальник А.И. Левшин: на Пересыпи высадили десятки тысяч деревьев на площади 250 гектаров — Левшинские плантации. Это закрепило ползучий ландшафт песчаного побережья и прекратило пылевые бури.
Во второй половине XIX века Пересыпь снова изменилась. Левшинские плантации вырубили. На берегу появились Хлебная и Нефтяная гавани порта. Как грибы начали расти промышленные предприятия, часто прямо на побережье: завод сельскохозяйственных машин Гена, сахарный завод, скотобойни… Район Лиманчика стал местом дислокации нефтехранилищ Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ). На Пересыпи построили несколько электростанций. Прилегающие улицы стали районами рабочих поселков с неустроенным бытом. Море оказалось отрезано от города. Рекреационный потенциал Пересыпи был потерян на долгие годы.
В советское время пересыпский берег моря от скотобоен почти до Лузановки превратился в промзону. Построили нефтеперерабатывающий завод, нефтеналивную железнодорожную станцию, расширили район нефтебаков.
Первые курорты в Лузановке
Только в 30-х годах побережье Лузановки стало превращаться в курорт. Долгое время этот лучший естественный пляж Одессы был труднодоступным. Попасть туда из города можно было только на трамвае, ходил он редко, а дорога занимала больше часа.
Только в 50-х годах Лузановка стала популярным пляжем. Тогда построили причал для пассажирских катеров. Из центра города — всего полчаса по морю.
Потом начал застраиваться жилмассив имени Котовского, и Лузановка стала основным пляжем для его жителей.
Мертвая промзона
В настоящее время большая часть промышленности на морском побережье Пересыпи не работает. Территория мясокомбината и ЗОРа пустует. Часть территории отдана под склады и торговлю. Только завод «Одескабель» может похвастаться благополучием.
Депрессивными выглядят и жилые кварталы по улицам Черноморского Казачества и Атамана Головатого. Старые дома лишены элементарных бытовых удобств и в большинстве — сильно изношены.
Помимо этого Пересыпь представляет собой экологически неблагоприятное место для проживания людей: тесное соседство автомобильных и железных дорог, промышленности, высокий уровень грунтовых вод и постоянная угроза подтопления.
В то же время Пересыпь является транспортной магистралью: здесь проходит единственная дорога с поселка Котовского в другие районы города, магистральная железная дорога с несколькими станциями. Часть берега на Пересыпи занимает порт.
Таким образом приморская территория используется совершенно нецелесообразно – и заводы стоят, и люди у моря здесь не отдыхают. А жить здесь некомфортно.
Делаем из Пересыпи супер-курорт
Острый недостаток места для строительства и отдыха в Одессе буквально заставляет предложить идею комплексной реконструкции Пересыпи из промышленного района в курортный, деловой и рекреационный центр. И заодно улучшить связь поселка Котовского с городом.
По большому счету, нужно «перезагрузить» Пересыпь, сохранив лишь основные автомагистрали, трамвайные линии и памятники промышленной архитектуры. Всю устаревшую промзону — снести. Более успешные предприятия — вывести за черту города.
А освободившиеся территории от моря до железной дороги можно занять пляжами, отелями и, в меньшей степени, жильем. Все это — среди зеленых насаждений. Основной принцип строительства — постепенное увеличение высоты зданий от побережья вглубь района. То есть вплотную к пляжам могут примыкать невысокие, в 3-5 этажей, отели. За ними — 7-12-этажные гостиницы, офисные центры или жилье премиум-класса. На третьей линии — здания выше 16 этажей в виде бизнес-центров или жилья эконом-класса.
Ряд промышленных зданий можно сохранить как памятники архитектуры, переделав в офисные центры, музеи и киноконцертные залы.
Для улучшения транспортного сообщения необходимо проложить непосредственно вдоль пляжей, между ними и первой линией застройки транспортную артерию — двухполосную автодорогу локального значения. Необходима и вторая линия трамвая, параллельная существующей.
Таким образом, новое строительство будет обслуживаться новой же локальной дорогой. Отдыхающие будут ехать к пляжу на трамвае, по аналогии с «Береговым трамваем» в Бельгии. А нынешняя линия трамвая на участке, примерно, от Лузановки до Ярмарочной площади, может вообще работать без остановок — в экспресс-режиме.
Все это может дать Одессе свыше двух с половиной километров пляжной зоны и пространство для строительства более чем сотни многоэтажных зданий.
Без сложностей не обойтись
Есть и проблемы. Важнейшая — экологическая. Она касается выноса нефтеперерабатывающего завода, нефтегавани и нефтехранилищ, рекультивации их территории. Также необходимо расселить нынешних жителей нескольких кварталов на Пересыпи.
Обновленная автомобильная инфраструктура включит в себя многоуровневую развязку около Пересыпских мостов, расширение существующих автомагистралей и завершения автодороги «Север-Юг».
Естественно, что подобная масштабная реконструкция целого района займет не один десяток лет. Большую часть финансирования нового строительства следует возложить на плечи инвесторов, которые также возьмут на себя и инфраструктурную составляющую. Помимо строительства новых зданий, дорог и создания линии пляжей, будет необходима прокладка новых систем водопровода, канализации, электросетей и линий связи со значительным резервом мощности.
Зато вероятные результаты многократно превысят заложенные в нынешний Генеральный план Одессы цели. Вместе с развитием пляжно-рекреационной зоны это должно превратить Пересыпь в смесь Ривьеры с Манхэттеном, в Одесса-Сити.
Сказочники. Где вы столько бабок наберёте? А инвесторам только дай волю — они вам весь пляж высотками застроят. Какие там отели в 3-5 этажей на первой линии? И потом где вы видели на Пересыпи нефтеперерабатывающий завод? Он, вообще-то, на Шкодовой горе находится.
Сказочники. Где вы столько бабок наберёте? А инвесторам только дай волю — они вам весь пляж высотками застроят. Какие там отели в 3-5 этажей на первой линии? И потом где вы видели на Пересыпи нефтеперерабатывающий завод? Он, вообще-то, на Шкодовой горе находится.
это здорово это просто ох…но…как будто перечетал роман ильфа и петрова 12 стульев….это статья круче чем доклад бендера о перспективе новых васюков..
да это подтверждение известной истины…дурень думкой богатiв…
Прежде,чем превращать Пересыпь в курортную зону надо решить транспортную проблему,а именно-построить мост через залив от центра до п.Котовского.Эта хорошая идея витала в воздухе лет 20 назад,но не реализовалась,а сейчас мы имеем там практически полный транспортный коллапс.Но это пока все из области фантастики,как и идея превращения Пересыпи в курортную зону.Делать это все пока некому,гораздо проще и выгодней нагромоздить где только можно всяких высоток,ТЦ,БЦ,а там трава не расти…
В мире сказок тоже люби булочкы 🙂