«Одесская жизнь» побывала на бывшем Одесском мясокомбинате, часть которого превратилась… в Арткомбинат
На бульваре Жванецкого, в той его части, что простирается за «спиной» Художественного музея, несколько лет назад, во время творческого мероприятия Urban Habitat, появилась скамейка. Она и сейчас красуется там — единственная в своем роде. Неповторимая! Она сотворена из металла, а впечатление создается, что сплетена из кружева. Сидеть на ней, кстати, очень удобно. Ее придумал за несколько часов и создавал 3 недели одесский художник-оформитель Сергей Вук.
А на бывшем мясокомбинате…
Художник-оформитель… Казалось бы, все ясно, но лишь познакомившись с ним лично, убедилась: дело вообще не в ясности, когда речь заходит об истинном творческом полете. Мне показалось, что слишком уж «маловато» называть Сергея художником-оформителем. Тут полет творческой фантазии так тесно перемешан со все новыми и новыми идеями, к тому же все его работы так разноплановы, так не похожи одна на другую, словно разные люди их творили и вдыхали в них жизнь.
А познакомились лично с Сергеем Вуком мы совсем недавно. Знаете, где? На бывшем Одесском мясокомбинате, в части которого теперь обосновался союз таких же творческих одесситов под названием «Худкомбинат».
Я сразу «заценила» шуточный новоодесский ход — мясокомбинат превратился в Худкомбинат. Сергей рассказывает, что именно здесь, в промзоне – настоящее место для таких творческих ребят, которые, когда работают, «жужжат, стучат и вообще много шумят». В жилой зоне люди бы стали непременно жаловаться на такое неспокойное соседство. Впрочем, если серьезно, то Арткомбинат — это не просто творческие мастерские, в которых создаются новые полотна, изделия их эмали, мозаики, коллажи и художественной обработки пластика. Нет, работающие здесь люди позиционируют себя как исследовательскую платформу, цель которой — рассказать о знаковых явлениях художественной жизни города и сохранить память о том, что уже стало историей.
«Мы пишем о легендах одесской школы, городских культурных событиях и мероприятиях, вспоминаем ушедших художников и вновь открываем забытые имена. В интервью с молодыми авторами мы беседуем о том, каково быть художником в современном мире, в беседах с аукционистами, арт-дилерами и коллекционерами. Мы говорим об особенностях украинского арт-рынка и последних тенденциях. Идея создания проекта принадлежит Дмитрию Банникову», — вот как рассказывают о себе арткомбинатовцы на своей страничке в Facebook. — У нас здесь нет лидера, все построено на доверительных отношениях, — говорит Сергей Вук.
Здесь царит настоящий творческий беспорядок. Сергей Вук при нашей встрече назвал все происходящее «настоящим стихийным сборищем», и мне сразу стало ясно, что рассказать об этой молодой творческой локации в одном материале не получится. А делать повествование «на бегу», обо всех и ни о ком, не получится. Да и не хочется.
Железные леди и деревянные коты
Ну а увидев там же очередную работу Сергея Вука — «брата» кружевной скамейки — удивительной красоты и неповторимости то ли стул, то ли мини-кресло, сразу поняла, что хочется увидеть и другие работы автора, часть из которых — здесь же, часть — уже в частных коллекциях.
Первое и главное: каждая работа Сергея Вука не просто хороша, она всегда неожиданна. И если кружевная скамейка и фигура дамы созданы из металла, то уже красавец кот (он выставлен здесь же, во дворе) — из дерева, а еще тут же, в мастерских, красуется еще один деревянный кошак. Работа над ним еще не окончена, но характер полностью проглядывается: он как будто отлично понимает, что является представителем довольно редких лысых котов-сфинксов.
50 ложек — и получился Оскар-Ложкар
А знаете ли вы, что словно в ответ фигурке знаменитого Оскара — премии Американской академии кинематографических искусств и наук — Сергей создал другого Оскара — из… 50 ложек и одной кружки?! Сходство поразительное, а вот «характер» совершенно иной. Да и зовется он вовсе не Оскар, а Ложкар. Создавалось это чудо в качестве подарка ко дню рождения одному из одесских шеф-поваров и хранится теперь у него.
— А вот что может получиться, когда имеются шесть уже ненужных будильников, ну и вдобавок немного фантазии, упорства и терпения, — рассказывает Сергей.Что получилось? Бабочка. Словно живая. Кажется — вот-вот воспарит.
Совершенно отдельная тема — его работы из дерева.
Скульптура из дерева «Снюхались» (лисица и белка, встретившись, словно принюхиваются друг к другу) украшает территорию «Молодой гвардии». Добрый енот (как говорит сам Сергей, это образ самого милосердия в его видении) протягивает яблочко… И все они такие разные, со своим характером!
А когда в августе прошлого года поселок Котовского «взорвал» фестиваль «Алярм», и граффитчики расписывали здание торгового центра, тут же, рядом, Сергей создавал из полена кошку с изогнутой спинкой, которая привлекла внимание всех, кто проходил рядом.
Сергей Вук — вообще человек активный, участвует в самых разных патриотических фестивалях по всей Украине, очень по-своему рассуждает о довольно болезненной для творческих людей теме — продвижении современного искусства, по сути, современном выживании художников и прикладников.
Судите сами. За известную кружевную скамейку, с которой мы начали рассказ, Сергей, как вы догадываетесь, не получил ни копейки. Это его подарок городу.
— Зато мне эта лавочка дала совсем другие дивиденды, только совсем в иной «валюте»… А вообще сегодня творческому человеку «пробиться» трудно. Даже если хочешь создать тот или иной проект социального характера, то приходится порой обходить столько инстанций, получить в ответ такое количество по «улучшению», «изменению» и так далее, что иногда руки опускаются, — признается Сергей Вук.
А теперь — в Зоопарк!
Эйфелева башня и паучок в центре паутины, работы в самых разных стилях, с использованием порой совершенно «невероятных» материалов… Кажется, мастеру интересно все, за все может взяться и — главное! — и в самом деле создать нечто такое, от чего на какое-то мгновение дыхание останавливается. При этом скромно говорит, что, мол, не один я такой, нас в городе много. И многие вещи создаем исключительно на голом энтузиазме. И дальше готовы создавать.
Проектов много и идей немало. И очень хочется, чтобы это видели люди.
Вот совсем недавно Сергей Вук отправился в наш Зоопарк. Встретился с директором, рассказал о своих деревянных скульптурах.
— Я прогулялся по Зоопарку, и заприметил несколько сухих, но чертовски перспективных для скульптуры деревьев. Ведь это же очень любопытно — украсить наш Зоопарк такими зверушками, — рассказывает Сергей Вук об очередной своей идее.
Идея нашла отклик. Но для работы над теми породами деревьев, из которых мастер станет творить, необходимы специальные инструменты. А они, как известно, требуют вложений. Тогда Сергей решил продать своего любимца — доброго енота. И покупатель отыскался…
Так что, вполне возможно, наш Зоопарк станет еще и местом, где можно будет любоваться очередными творениями неутомимого Сергея Вука — вот уж в самом деле мастера на все руки.
Фото Сергея Вука, Вячеслава Тенякова и автора.