Одесская киностудия отмечает 80-летие Владимира Высоцкого не один день. Ретроспектива фильмов с его участием, которые снимались на нашей киностудии, концерты бардов, поэтов. Но именно в день его рождения, 25 января, наша местная фабрика грез стала местом паломничества одесситов. Людей собралось много, что, конечно же, и ожидалось. Не секрет ведь: в Одессе считают Артиста своим. И, вероятно, не только в Одессе…
Уже у входа на Одесскую киностудию гостей погружали в мир Высоцкого: здесь, за стеклянной витриной, на фоне его стихов и текстов к песням, — фотографии, фотографии, фотографии. Маленький Володя, постарше, улыбающийся и печальный, задумчивый и «отрешенный» — везде он, человек, ставший легендой при жизни, поэт и артист, бард… Везде — он, так не любивший фатального исхода.
Фойе киностудии совершенно преобразилось: афиши, фотографии, кинокадры. И все это — тоже на фоне его текстов: просто на стенах и в виде таких знакомых театральных тумб. Каждый вошедший вчитывается, всматривается и немного теряется: на всех смотрит Он — знакомый и незнакомый, известный и не очень…
Ну а чуть поодаль полностью «восстановлен» кабинет Глеба Жеглова: рабочий стол, стул, папка с надписью «дело». Кажется, сейчас войдет — и приступит к работе: будет звонить по важному делу по телефону, вызовет к себе Шарапова. И все опять пойдет «по кругу».
Даже трудно поверить, что уже не пойдет. Но вот такие «остановленные мгновения» оказывают необычное эмоциональное воздействие: словно и в самом деле присутствуешь на съемочной площадке из далекого-далекого прошлого.
А что здесь делает телефонная будка, обклеенная фотографиями Высоцкого и Марины Влади? Трогательно: это еще один арт-объект, именуемый, как подсказывает глава Одесской киностудии Андрей Осипов, «Love story». Вы входите сюда — и перед вами текст знаменитой песни Высоцкого «Ноль семь». Не спешите выходить, поднимите трубку, и вы услышите… Нет-нет, не песни в исполнении Артиста, а его песни, которые исполняет Марина Влади.
О, этот телефон, связывавший их на протяжении всей совместной жизни…
Мы следуем в новый Музей кино. Два зала в нем теперь тоже напрямую связаны с Высоцким. Один — словно съемочная площадка фильма «Место встречи изменить нельзя». И знаменитый кожаный плащ Глеба Жеглова теперь «перебрался» сюда, и шляпа, и табличка «Отдел борьбы с бандитизмом» с его фамилией, и окно, заклеенное крест-накрест, на котором — старые бумаги, ручки, и висящий на стене старый телефон, и напоминание о «Черной кошке».
В день 80-летия Владимира Высоцкого здесь торжественно открылся еще один зал, — посвященный фильму «Опасные гастроли». Тут все дышит «той Одессой» — и резной старинный сервант, и гитара Жоржа Бенгальского (Николая Коваленко) в исполнении Владимира Высоцкого, и фортепиано с нотами. Даже его знаменитый пиджак в полосочку висит здесь же, на стене…
Вот так, из кабинета Жеглова, зайдя в удивительную телефонную будку «Love story», посетив съемочные площадки сразу двух фильмов, в которых снимался на Одесской киностудии Владимир Высоцкий, мы выходим на территорию нашего одесского Голливуда, и оказываемся… у скамейки Высоцкого.
Скамейка (лавка) Высоцкого, как рассказывает Андрей Осипов, — это теперь еще один туристический объект города, открытый в день его 80-летия. Скамейка образца 50-60-х годов прошлого века. На ней отдыхал Высоцкий в промежутках между съемками, о чем свидетельствуют многочисленные (довольно редкие фото), вывешенные на стене за скамейкой.
И тут началось что-то вроде небольшого соревнования. Сначала Андрею Осипову предложили прочесть (или пропеть) что-то из песен Владимира Высоцкого, что глава киностудии с удовольствием и сделал, прочитав особо любимые строки, а потом каждый, кто присаживался на скамейку Высоцкого, тоже с удовольствием читал хоть строчку-две из любимого.
Любимого оказалось много. Люди помнят «нашего Володю» — того самого, что никогда не уставал от жизни, а ушел из нее столь рано, что и до сих пор это трудно принять…