Имеют ли право на досмотр и проверку покупателей охранники супермаркетов?

Каждый из нас не единожды сталкивался с бестактным поведением охранников в супермаркетах. Выбираешь товар – за тобой непрерывно следят, заставляют показать сумку на выходе и оставлять вещи в шкафчике на входе… Подобные подозрения в том, что ты «нечист на руку», очень оскорбляют. А ведь согласно Закону и этическим нормам, большинство подобных действий охраны в супермаркетах являются абсолютно противоправными.

Оставлять сумки в шкафчике – не обязательно!

Часто при входе в супермаркет охрана вежливо «рекомендует» оставить вещи в специальном шкафчике. При этом ячейки не всегда закрываются на ключ, а на дверцах висят объявления о том, что «администрация не несет ответственности за сохранность вещей». А кто же тогда будет отвечать за пропавшую сумку, и должны ли мы оставлять вещи в камерах хранения вообще?

– Воспользоваться камерой хранения – это право, а не обязанность покупателя, – поясняет юрист Ольга Шелест. – Они созданы для удобства клиентов, а не для того, чтобы охранникам было проще следить за порядком. У нас нет закона, в котором бы говорилось, что покупатели обязаны оставлять сумки в ячейках. Пока законодатели не запретят проносить на территорию магазина личные вещи, покупатели могут это делать без малейших сомнений.

Если охранник будет настаивать, необходимо позвать администратора и объяснить верность своей позиции ему. Не обслуживать покупателей только из-за того, что те не оставили личные вещи в камере хранения, магазин не имеет права.

«Показывать сумки» мы не должны

Согласно Закону, просьба раскрывать сумку и предъявлять ее содержимое охраннику магазина без видимых на то причин также не является правомочной.

– В пункте 6 ст. 11 Закона Украины «О милиции» закреплены категории лиц, досмотр вещей которых возможен, – рассказала юрист. – Это лица, подозреваемые в совершении преступления; лица, которые совершили административные правонарушения; лица, которые имеют признаки выраженного психического расстройства и создают в связи с этим реальную опасность для себя и окружающих, и др.

При этом, по словам Ольги, данные лица должны быть задержаны работниками милиции и содержаться в специально отведенных для этого помещениях (п. 5 ст. 11 ЗУ «О милиции»), а не при входе в супермаркет.

Что делать в случае конфликта?

Если вас все же подозревают в совершении кражи товара, и апелляция к собственной порядочности не помогает, юристы советуют жаловаться…

– Бояться строгих взглядов и настойчивых требований охранников не нужно, – успокаивает Ольга Шелест. – В случае конфликтных ситуаций отстаивайте свои права, ссылаясь на конкретные законы, и оставляйте свои замечания в «Книге жалоб и предложений». Также можете обращаться с жалобами в Управление по защите прав потребителей.

Куда звонить, если нарушают ваши права?

Главное Одесское областное управление по делам защиты прав потребителей, тел. 728–38–03

Автор: Ирина Тютрина

Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Дмитрий
Дмитрий
14 лет назад

Автору благодарность!