Евгений Степанов, более известный как ЕС Соя, — одесский поэт, один из ярких представителей одесской интеллектуальной молодежи и, по мнению многих критиков, бит-поколения. В свои восемнадцать лет он успел объездить с поэтическими чтениями многие города Украины и России и получить приглашение выступить в Германии. Мы встретились с Евгением в одной одесской кофейне. Говорили не только о творчестве самого ЕС Сои, но и о современном искусстве, молодежи и о нашей любимой, но порой столь непредсказуемой Одессе…

Первые выступления одесского поэта прошли… в Киеве

— Евгений, как вы начали литературную деятельность? И вообще, что может побудить человека к написанию стихов?

— Я считаю, что все люди пишут. Когда-то в своей жизни каждый человек пробовал что-то написать. Есть просто те, кто эти попытки скрывает. И мне кажется, даже у самых примитивных людей бывают какие-либо переживания, чаще всего любовные, которые побуждают к стихам. И есть те, кто записывает свои мысли на бумагу или выкладывает в Интернете. Так поступил и я. Для меня началось все в 2007-м. Это был очень долгий процесс.

— О чем ваша поэзия?

— О том, что меня окружает, о том, что мне хотелось бы, чтобы меня окружало. Это личные переживания. Но главное для меня то, что поэзия должна быть честной и искренней.

— Где прошли ваши первые выступления?

— Поэтические чтения были чем-то новым. Особенно для Одессы. Может, поэтому они и проходили в литературных музеях, для узкого круга людей. А для молодежи поэзия была неинтересной. Мне в школе это все тоже казалось скучным и никому не нужным. И поэтому я очень удивился, когда получил первые комментарии к своим стихам в Интернете. В одном из сообщений мне предложили приехать в Киев с выступлением. Это было неожиданное предложение, но я поехал. И там все прошло хорошо. При этом, могу сказать, что я не пример для подражания. Так происходит не со всеми. Но главное, что я для себя понял, — зачем вообще этот литературный процесс делается. Я представляю это так: если людям нравится твое творчество, значит, они тебя понимают.

— А что было после Киева?

— Выступление в Донецке. Организаторы тоже пригласили меня сами. А вот после Донецка было затишье. Я сам не хотел никому навязываться, так как такие выступления были в диковинку. И очень долгим было затишье. Аж до 2008-го…

— Но, Евгений, вы — одессит. Почему же сначала выступили не перед одесской публикой?

— Меня в Одессе многие просили выступить, но в родном городе это очень непросто. Тут живут мои знакомые, а во время выступлений мне надо было показать себя более лиричным, с абсолютно иной стороны…

Но примерно с конца 2008 года я начал много выступать. И с осени 2009 у меня уже был плотный график.

Современная молодежь читает, но в Интернете

— Ваша публика… какая она?

— Очень разная. Это зависит от города. Есть города, в которых на мои выступления приходит молодежь лет 14–15, причем, на мой взгляд, очень интеллектуально развитые ребята. Есть города, в которых меня послушать приходят семьями. Как сказал мне один музыкант: «На сцене нужно быть фильмом». Но я считаю, что надо чувствовать, чего и сколько нужно публике. То есть бывают концерты, где я читаю стихов десять, а все остальное время это диалог с публикой. Я чувствую, что они хотят что-то спросить… Но в основном я ориентируюсь на молодежь.

— То есть современная молодежь все-таки читает?

— Да, конечно. Сейчас чтение очень актуально. Я не могу сказать, что вся современная литература хороша, но есть из чего выбрать.

— Вы говорите о массовой или об андеграундной литературе?

— Ну, андеграундная литература никак не попадет в какие-то массовые журналы. Поэтому трудно сказать, что есть модная массовая литература. Но все-таки есть такие авторы, как Чак Паланик, Пабло Коэльо, которых, как бы, не назовешь массовыми, но в то же время и не андеграунд, так как андеграунд все-таки не печатается в книгах.

— Можно ли писать, не читая?

— Могу сказать, что до того как я начал серьезно писать, я не читал. То есть, конечно, как обычный человек я просматривал определенную литературу, но чтением не увлекался.

— А как вы можете охарактеризовать современную молодежь?

— За последние два года интеллектуальной молодежи стало больше. Думаю, это связано с Интернетом.

— И сейчас выгоднее выложить стихи «ВКонтакте», чем напечатать книгу?

— Да. Книги сейчас вымирают. Я, например, не помню, когда в последний раз покупал себе книгу.

— Насколько я знаю, вам в семье не прививали любовь к литературе…

— Да, у меня обычная одесская семья.

— А как родные относятся к вашему творчеству?

— Они начали относиться к моему творчеству не просто как к увлечению, а как к способу жизни после того, как я начал этим зарабатывать.

— То есть поэзия все-таки может прокормить?

— Да. Если бы мне год назад сказали, что мои стихи будут приносить деньги, я бы очень удивился. И вообще я удивляюсь, когда меня узнают
в маршрутках и на улицах…

— А с возрастом ваша жизненная позиция не меняется?

— Да. И это прискорбно. Я стал более требовательным. Больше стремлюсь к комфорту.

«Всем письмам, на которые я не ответил…»

— Поэт это профессия или образ жизни?

— Вопрос не из легких. Скорее, для меня это образ жизни. Но одновременно это приносит мне деньги.

— В Одессе есть места, где вам нравится выступать?

— Да, это и «Шкаф», и «Выход». Но больше всего мне нравится «Бандероль». Это небольшое место, и там всегда очень приятная публика, которая собирается послушать именно мое творчество.

— Но все места, о которых вы говорите, это арт-кафе. То есть туда люди приходят не только вас послушать, но и пиво попить. Вас это не смущает?

— Абсолютно нет. Это нормально для современного искусства. Но больше всего я люблю квартирники и природники, так как туда приходят сугубо люди, которые знают, на что они идут. Такие встречи помогают собрать людей, которые «в теме». Ведь, современная поэзия не всем понятна. Кого-то смущает размер, кого-то нецензурная лексика…

— Евгений, а к какому стилю относятся ваши стихи?

— Меня относят к поэтам-битникам. Для меня это приятное сравнение. Хотя все мои стихи к этому направлению отнести трудно.

— Какие у вас планы на ближайшее будущее?

— Готовлю две новые книги. Это будет сборник стихов, включающий в себя как старые, так и новые стихи. Посвящен он будет всем письмам, на которые я не ответил. И если будет чувствоваться, что людям это нужно, мы сделаем и сборник прозы. А сейчас у меня очень плотный гастрольный график. В марте было 24 выступления. И это в основном была Россия.

— Ну, а как же Одесса?

— Знаете, в Одессу сейчас приезжает много талантливых людей с выступлениями. Но все жалуются, что в нашем городе люди перестали ходить на концерты. Я сужу по себе. Недавно была презентация моей книги в «Бандероли» совместно с музыкантами и, несмотря на то что вход был бесплатный, людей пришло вдвое меньше, чем обычно. Публика в Одессе неактивная. И очень много людей, которые после выступлений в Одессе говорят, что одесская публика очень сложная. Это связано с тем, что мы скептики и очень требовательны.

— Но Одесса все-таки повлияла на ваше творчество?

— Наверное. Атмосфера тут особенная. Не в каждом городе есть такая…

Из сборника ЕС Соя «Бери»


я умножаю на ноль
больше я ничего не умею
как производное — алкоголь
и другие плохие привычки
все сгорает. как спички
когда у нас вечерние стычки
ты уезжаешь на первой электричке
в свой обязательный город
от него нет никакого толка
в нем, наверняка застрелили бы Блока
а меня бы убили твои бойфренды
и вместо всего того, что для нас свято
есть только бренды

(Стиль и орфография автора сохранены).

Что такое бит-поэзия?

Бит-поэзия (поэзия битников) развивалась в течение 1940-х годов одновременно в Нью-Йорке и на западном побережье, хотя Сан-Франциско стал сердцем движения в начале 1950-х. Бит-поколение — группа писателей, заинтересованных в изменении сознания и игнорировании общепринятой манеры письма.

Борьба против социального конформизма и литературной традиции стала центральной в работе битников.

Как узнать о творчестве ЕС Сои больше:

  • группа «Вконтакте» — http://vkontakte.ru/club4293680
  • Твиттер — http://twitter.com/soechka
  • Живой Журнал — http://vash-soechka.livejournal.com/
  • http://stihi.ru/avtor/sunfish
  • Кофейня «Бандероль», пер. Вице-Адмирала Жукова, 4/1.

Фото Валерии ДИЦ.

Подписаться
Уведомить о
guest
5 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Ес Соя
Ес Соя
13 лет назад

Ес Соя — ужасный кривляющийся обезьян

Alex
Alex
13 лет назад

Позор Одессы. Его следует слить на запад.

Аноним
Аноним
13 лет назад

как может человек 90 года рождения (или какого он там) быть представителем бит-поколения? Бит-поколение уже давно в земле лежит. Автору статьи — двойка!

Tirex
Tirex
12 лет назад

Это не литература.
Человек, который не читал книг — это как вообще?
Таким зарисовкам место в личных дневниках.
14-15-летним нимфам нужен образ Драко во плоти, вот они его и получили. Кушайте не обляпайтесь.

Гость
Гость
8 лет назад

Этот молодой человек — лентяй по жизни, не читающий книг, не желающий учиться. Еще когда ему было лет 14 он мечтал быть гитаристом, и выманил у одной хорошей девочки 300 долларов, которые не захотел отдавать((( Что может человек с такими качествами поведать миру?