Уже несколько лет идея круглогодичного туризма в Одессе и области не покидает умы местных чиновников. Ведь море, хоть не исчерпывает себя как главный рекреационный ресурс региона, но лето длится всего три месяца, а денег хочется и зимой, и осенью. Тем более что по решению Генеральной ассамблеи ООН 2017 год назван годом устойчивого развития туризма. «Одесская жизнь» выяснила, насколько реальны планы по превращению Одессы в туристическую Мекку.
Туризм на бумаге
Большинство экспертов согласны с тем, что круглогодичный туризм — это спасательный круг для Одесской области, стремительно теряющей баллы как морской курорт. Наш регион выбирают преимущественно бюджетные семейные туристы, которые не тратят много и не задерживаются надолго. А для того чтобы говорить о большем, нужно менять подходы к сервису, развивать инфраструктуру и перестать опираться только на природные ресурсы.
В Одесской области круглогодичный туризм есть пока лишь в программных документах профильных ведомств. Так, на последней сессии Одесского областного совета была принята Программа развития туризма на 2017-2020 годы. В ней обозначено, что средства, которые предусмотрены на ее реализацию (в 2017 году — 4 млн. гривен, без учета денег местных бюджетов, средств бизнеса и различных ассоциаций) будут, в первую очередь, направлены на маркетинг. То есть акцент сделают на наружную рекламу, проведение выставок и продвижение региона в интернете. Назвать эту сумму достаточной язык не поворачивается, учитывая, что в бюджеты разных уровней за год поступает только около 100 млн. гривен (если считать туристический сбор и налог с отелей и ресторанов), но и эти средства не используются целенаправленно на развитие туризма.
Одесский городской совет, как и Одесская ОГА, тоже рассчитывает на популяризацию города в Украине и мире. Например, в конце декабря в Черновцах проходил Совет туристических городов и регионов, в котором Одесса представляла свои новые проекты и концепцию «Одесса–365». Кроме того, по словам директора городского департамента туризма Татьяны Марковой, профильная рабочая группа будет добиваться того, чтобы деньги, заработанные на туристах, тратились как раз на развитие туристической отрасли.
Роман Козловский, заведующий сектором инвестиций и туризма Одесской ОГА:
— Уровень зимнего туризма в Одесской области весьма невысокий, если сравнивать его с западными регионами нашей страны. Причина в том, что десятилетиями представление об Одессе было связано только с летним отдыхом. Фактически только с 2014 года начались конкретные шаги в направлении создания в регионе круглогодичного курорта.
Еда и вино
Эксперты утверждают, что на данный момент наиболее перспективным для региона является гастротуризм. Это, в первую очередь, различные фестивали еды, посвященные блюдам традиционной кухни, определенному урожаю или вину. И хотя в последние годы в области появилось больше локаций для дегустаций, говорить о винном туризме как о состоявшемся пока рано. Ведь туров с несколькими точками посещения пока нет. Туристам предлагают, например, отправиться на винзавод в село Шабо или на завод «Шустов», что занимает всего несколько часов вместе с экскурсиями, лекциями и непосредственно дегустацией. В случае с Шабо обычно в программу добавляют поездку в Белгород-Днестровскую крепость — вот и вся программа. В то же время, винные туры за рубежом представляют собой трех-пятидневные поездки по разным городам с посещением музеев, участием в фестивалях и праздниках.
Однако следует отметить, что в вопросе проработки комплексного маршрута по Одесской области сдвиги уже есть. В Одесской облгосадминистрации «Одесской жизни» рассказали, что такой маршрут готовится совместно со специалистами Одесской пищевой академии. Он будет включать как непосредственно винную, так и культурную программу и будет презентован в начале 2017 года.
По мнению заведующего сектором инвестиций и туризма Одесской ОГА Романа Козловского, приоритетным для Одесчины должен стать и деловой туризм. Ведь зимой отели пустуют, цены на номера и конференц-залы снижаются, при этом качество услуг не меняется. Однако директор центра туризма «Южная лига» Фазиль Аскеров указывает на то, что в этой сфере в регионе не хватает по-настоящему крупных площадок, которые способны принять полторы-две тысячи человек в формате конференции. Поэтому для начала их нужно построить.
Ранее "Одесская жизнь" рассказывала о том, где в Одессе можно покататься на коньках.