Сегодня в Одессе найдется не так уж и много людей, которые не знают Наталью Хохлову-Покровскую. Она — режиссер, журналист, автор и ведущая многих телевизионных программ, последние из которых «О мужчинах и женщинах» и «Время Натальи Хохловой-Покровской» на телеканале «Медиа-Информ». На телевидение она пришла буквально со школьной скамьи в 1975 году. Это был период, который называют «золотым веком» одесского ТВ.
Когда я пришла на Одесское ГосТВ, это был устоявшийся коллектив, где каждый на своем месте. Меня взяли на должность помощника режиссера. Мне очень было страшно. Я много работала с Нелли Степановной Харченко, мне немного посчастливилось поработать с режиссером Анатолием Мамонт-Завьяловым. Список людей, с которыми мне довелось поработать и которых я знала — огромен. Это были люди более креативные, чем сегодняшние телевизионщики (пусть меня простит нынешняя молодежь). У них не было, где подсмотреть. Они придумывали сами. И это было фантастически интересно.
За мной три года наблюдали — Нелли Харченко, Галина Грибоедова (автор и телеведущая программы «Законы Родины моей». — Ред.), журналист Виталий Нахапетов, звукорежиссер Евгений Никитенко, режиссер Ира Швед. Но уже где-то через полгода одна из моих коллег сказала что-то вроде: «Никуда ты уже отсюда не уйдешь, ты уже попала в это «болото» и ты в нем своя».
Над одной программой работали: режиссер, редактор, осветитель, художник и оператор-ассистент. И был на программе администратор — раньше эта должность называлось чудесным словом — помощник режиссера, сокращенно — помреж. Вообще сегодняшние администраторы даже не понимают, что это была за работа. Нас называли не «помреж», а «помрёшь». Потому что если ты действительно был хорошим помощником режиссера, то работы было много, но она была безумно интересной. И был такой мозговой пинг-понг, каждый привносил в передачу что-то свое.
Редакций было много: каждая занималась определенной тематикой. Была литературно-драматическая редакция (куда я попала и за что благодарю Господа), музыкальная редакция, редакция для детей, сельская, спортивная, информационная и так далее. Каждый занимался своим делом и никто не лез на «чужую» территорию. Были традиции.
Каждое лето в Одессу приезжали театры из Москвы, Ленинграда (Санкт-Петербург), Риги. Самые-самые-самые. Естественно, куда они попадали сначала? На Одесское государственное телевидение (а других ТВ не было) в литературно-драматическую редакцию! Зельдин, Смоктуновский, Гурченко, Голубкина… Они все приходили к нам в день начала гастролей и в финальный день месячного тура. Я видела все спектакли со знаменитыми актерами. Поэтому я и называю тот период благословенным временем.
Я считаю, что с программы «Взгляд» поменялось телевидение. Тогда к нам в дом пришли «мальчики» с Центрального телевидения и заговорили «глаза в глаза». Они не вещали, они не докладывали, они с нами разговаривали. Стало появляться авторское телевидение. Я никогда бы не вошла в кадр (хотя в 19 лет мне Нелли Степановна предлагала поработать). Да и не хотела я быть диктором! Это скучно, сидеть и говорить чужой текст, объявлять: «А сейчас вы посмотрите программу «Сельский час»». Мне было интересно создавать что-то свое.
Сегодня авторское телевидение взяло верх — ты сам снимаешь, монтируешь и пишешь закадровый текст. Ты — сам себе режиссер. Это плохо. Потому что ушла профессия телевизионного режиссера. Сегодняшние мальчики и девочки, которые «сидят на кнопочках» и выдают прямые эфиры, это не режиссеры, это — ассистенты режиссера. Они ведь не выстраивают форму программы, они просто тебя выдают в эфир. А ты должен сам все придумать. Раньше на передачах работал режиссер, который осуществлял связь абсолютно всех: звукорежиссера, операторов, художников, фотографов и тех, кто работает в кадре, — актеров или ведущих. Его сверхзадача — донести визуально мысль, прописанную в сценарии, придать форму содержанию.
Одесса уже в те годы делала свои телешоу. У нас были проекты, которые выходили на Москву в прайм-тайм. Мы иногда выходили даже перед программой «Время», а «прайм-таймнее» этого не бывает!
Раньше мы могли готовить телепрограмму две недели. Ну какие сейчас могут быть две недели, если события чередуются со скоростью звука? Время требует прямых эфиров. Поэтому мы специально на ТК «Медиа-Информ» определили отрезок времени для прямых эфиров — надо быстро реагировать. Иначе — неинтересно. Поэтому альтернатива телевидению сейчас — YouTube и интернет. Они и помощники, и конкуренты.
О том, что такое «плавающая сетка телепередач», кто самый сильный конкурент современного телевидения, смотрите в интервью с Натальей Хохловой-Покровской в видеопроекте «Кофе-брейк»
16 ноября — день работников телевидения и связи Украины. Украинскому телевидению исполняется 65 лет, а Одесскому ГосТВ — 60 лет.