В период зимних праздников в магазинах и на рынках резко увеличиваются продажи. Люди закупают продукты к праздничному столу, покупают подарки близким. При этом обычно тратят немалые деньги. И бывает очень обидно, когда покупка оказывается неудачной: например, продукты — испорчены, а детские игрушки тут же выходят из строя. Как избежать таких неприятностей? И что делать, если товар все-таки оказался некачественным? Об этом рассказывают специалисты предприятия «Одессастандартметрология».
Не все производители готовы проходить проверку
Одна из основных задач госпредприятия «Одессастандартметрология» — это проверка качества и сертификация различных товаров и услуг. Например, специалисты проверяют алкогольные напитки, мясные, молочные, хлебобулочные, табачные изделия, промышленную продукцию и т.д. В связи с последними изменениями, которые были внесены в украинское законодательство, предприятие сейчас проверяет и сертифицирует продукцию только в том случае, если есть соответствующее обращение потребителей или самих производителей.
— Все это было рассчитано на то, что наши производители — сознательные граждане, которые хотят производить качественный товар. Поэтому они будут добровольно заниматься сертификацией своей продукции, — поясняет ситуацию генеральный директор предприятия Антон Гукасян. — Мы сейчас идем в Европу. И я убежден, что попасть на этот рынок может только качественный товар. Да и в Украине покупатель сегодня требует, чтобы продукция была высокого качества. Этого требует сама жизнь.
Увы, на практике далеко не все предприятия выявляют желание проходить проверку, аттестацию и сертификацию. Как отмечает Антон Гукасян, некачественных товаров на украинском рынке очень много.
— Мы должны об этом прямо говорить. Мне очень жаль, но я знаю много местных производителей, которые производят некачественную молочную и мясную продукцию, — говорит он. — В то же время есть одесские предприятия, которые считают нужным регулярно проходить полную аттестацию и сертификацию. В том числе это «Одесский коньячный завод», «Шабо», «Винагро», «Одессавинпром», «Аквавинтекс», «Одесский консервный завод», «Левада», «Векка», «Либра», «Витмарк» и другие. Когда они обращаются к нам для сертификацию, то наши специалисты обязательно выезжают на эти предприятия, делают отбор и потом проверяют продукцию в лаборатории. Также раз в шесть месяцев раз мы проводим технический надзор. То есть производится проверка всего производства.
Как одесситы борются за свои права
В то же время, подчеркивает руководитель ГП «Одессастандартметрология», в Украине заметно усилилось общественное движение, выросла сознательность потребителей. Люди все чаще стали обращаться к специалистам с просьбой проверить на качество товар, который был куплен в магазине или на рынке. Более того, все чаще стали обращаться за помощью общественные и юридические компании, которые защищают интересы потребителей.
— Потребители и общественные организации приходят к нам вместе. Такая форма работы вполне законная и правильная по сути. Бывает даже так, что организация вместо потребителя берет на себя все расходы по проведению лабораторных исследований, — рассказывает Антон Гукасян. — Если при этом подтверждается, что товар действительно некачественный, то потребитель дальше имеет право обращаться в правоохранительные органы. Последствия этого будут печальные и для производителя, и для того, кто продавал некачественную продукцию. Представьте себе судьбу предприятия, у которого нет ни сертификата, ни аттестации… Тем временем покупатель сможет защитить свои права и в итоге вернуть потерянные деньги. Кроме того, он таким образом убережет других людей от неудачных и даже опасных покупок.
Специалисты предприятия «Одессастандартметрология» подчеркивают: приобретая любой вид товаров покупатель имеет полное право потребовать документы, подтверждающие качество продукции. Если же реализаторы отказываются предоставить такие документы, то это является прямым нарушением законодательства Украины. А еще это говорит о том, что товар, скорее всего, поддельный.
При этом нужно понимать, что скорее всего в магазине вам покажут не оригинал сертификата (обычно он находится у производителя), а только копию документа, но даже копия может сказать о многом. В документе должно быть указано, на какой товар он выдан. Обязательный пункт — срок действия сертификата (на какой период выдан сертификат). Очень важно проверять дату выдачи, поскольку подделывают чаще всего именно ее. Проверить подлинность документа можно также, позвонив в организацию, которая выдала документ (телефоны указаны прямо на бланке).
— Учтите, что сертификат качества выдается не на все виды товаров. Например, его не выдают на такие скоропортящиеся продукты как вареная колбаса, — поясняет ведущий специалист отдела сертификации пищевой продукции и продовольственного сырья ГП «Одессастандартметрология» Виктория Санькова. — И тем не менее, любой магазин получает товар с каким-то документом (протокол испытаний, качественное удостоверение, декларация производителя и т.д.). На молочную, мясную продукцию может быть ветеринарное свидетельство. Вот эти документы реализаторы и должны предоставить.
Способы определить некачественный алкоголь
В новогодние праздники одна из больших статей расхода — это покупка спиртных напитков. Поэтому специально для «Одесской жизни» эксперты предприятия «Одессастандартметрология» дали несколько советов, как правильно выбрать алкоголь и на какие факторы нужно обратить внимание.
-
Наличие сертификата качества. Перед покупкой любого спиртного напитка потребуйте у продавца сертификат качества товара. В каждой точке продаже обязательно должны присутствовать копии таких сертификатов.
-
Этикетка. Возьмите бутылку в руки и посмотрите, насколько аккуратно она оформлена. Если вы выбираете какой-то прозрачный напиток (например, белое вино), то сквозь бутылку вы сможете увидеть тыльную сторону этикетки. Там должны быть продольные ровные полосочки. Это говорит о том, что этикетка была наклеена в производственных условиях, на предприятии. Кроме того, лицевая этикетка и контрэтикетка должны быть наклеены симметрично, друг напротив друга. Если этикетка морщится, выглядит неаккуратно, видны следы клея, а полосочки «с изнанки» неровные, то скорее всего, это подделка.
-
Пробка, термоколпачок, акцизная марка тоже должны быть оформлены аккуратно.
-
Маркировка. Дата розлива, номер партии обязательно должны быть указаны на бутылке.
-
Осадок. Переверните бутылку. Если вы увидите мелкие кристаллические песчинки, похожие на маленькие льдинки, то это кристаллы винного камня.
— В Европе ужа давно признали, что наличие винного камня не влияет на органолептику продукции, — говорит ведущий специалист отдела сертификации пищевой продукции и продовольственного сырья ГП «Одессастандартметрология» Лилия Борисова. — А вот если в бутылке вы заметили опадающий аморфный осадок, хлопья или взвеси, которые плавают в жидкости, то мы ни в коем случае не рекомендуем покупать такую продукцию.
Цифры:
-
150-250 грн. — средняя стоимость проведения исследований (в зависимости от вида товара и вида исследований) в «Одессастандартметрология».
-
Около 30 заявлений от потребителей поступило с просьбой проверить продукцию на качество. Примерно в 70% случаев подозрения подтвердились.
Куда обращаться за помощью?
Государственное предприятие «Одесский региональный центр стандартизации, метрологии и сертификации» (ГП «Одессастандартметрология») располагается по адресу: г.Одесса, ул. Черноморская, 10. Тел. (048) 715-00-94, 722-41-95. Сайт: sm.od.ua.
Видеоверсию программы смотрите в программе "Право выбора" на сайте "Одесская жизнь":
на рынке столько людей ..ощущение что они едят раз в год…опять за… ут эти петарды…ненавижу новый год.
«Либра» уже давно испоганилась. А последнее время еще и с красителями перебарщивают.