В эксклюзивном интервью «Одесской жизни» Людмила Иус рассказала о развитии женского баскетбола в СССР, талонах на питание вместо зарплаты, любви к «Лейкерс» и непростых взаимоотношениях с другой одесской командой — «Южной Пальмирой»…
Главный тренер «Белой Акации» Людмила Иус по праву может считаться легендой одесского баскетбола. В бытность свою игроком она была одним из лидеров сборной города, став тренером — воспитала десятки талантливых игроков, которые играли и играют на высоком уровне в ведущих чемпионатах — России, Франции, Бельгии, Израиля…
Играли за талоны на питание
— Людмила Степановна, вы — живая легенда Одессы, ваше имя 17 раз упоминается в книге «История баскетбола Одессы». Расскажите, как вы, будучи уроженкой Херсона, попали в Южную Пальмиру?
— Очень просто, я приехала сюда поступать в институт связи и уже с первого курса начала играть за вуз и за сборную Одессы.
— Позвольте, ну, а как же тогда развивался одесский баскетбол?
— Раз в году проводилось первенство Украины, в котором участвовала и сборная Одессы. Только на этом турнире мы могли попробовать свои силы, сыграть с нашими тремя китами, назовем их так.
— Когда вы начали играть за сборную Одессы?
— Так ведь сразу и начала, уже на первом курсе. В 1964 году было первенство Украины во Львове. Для меня оно прошло очень успешно. Сначала я сидела в запасе, но в какой-то момент меня выпустили, и я сразу забросила два дальних броска. Очевидно, соперник думал, что я молодая, неопытная, опекать меня не надо. Я их и наказала. После этого всегда играла в основе, но вот тот первый выход на площадку на всю жизнь запомнила.
— Насколько я знаю, после это успеха в Одессе появилась клубная команда…
— Да, именно так! Мы тогда в стыковых играх одолели сборную Симферополя и получили возможность выступать в чемпионате СССР класса «Б». Команду нашу назвали «Буревестник», и мы в тот год исколесили весь Союз. Правда, в том же сезоне мы вылетели из класса «Б» — слишком сильные соперники были.
— Вы, наверное, начали зарабатывать денежки?..
— Да нет, что вы, мы тогда об этом и не думали. Нам, правда, выдавали талоны на питание, и мы каждый день имели возможность обедать в ресторане «Киев». И кеды нам выдавали экспериментальные.
«Играешь, а в перерыве кормишь дочку грудью»
— У вас были варианты продолжения баскетбольной карьеры за пределами города?
— Да, меня звали в Эстонию, в киевское «Динамо», но я отказалась.
— Как? Это ведь была одна из лучших команд Украины, выступавшая в чемпионате СССР. А там, глядишь, и сборная страны…
— Да, все верно, но я настолько полюбила Одессу, что она сразу стала для меня родной. Да и не было мыслей, что баскетболом можно зарабатывать. Это сейчас молодые девочки уже в 15 лет мечтают побыстрее уехать за границу и заработать много денег. Вот, к примеру, моя воспитанница Малашенко, ей 18 лет, а она уже два года играет в Европе. Год в Бельгии, сейчас во Франции. К тому же мне нужно было окончить институт.
— А как же вы дальше продолжали карьеру?
— Ну как, тренировались мы регулярно, раз в год выступали на первенстве Украины, были еще какие-то турниры, спартакиады. А вообще в повседневной жизни я работала по специальности.
— То есть?
— После окончания института связи я 13 лет отработала при вузе на кафедре многоканальной электросвязи. Вообще была интересная жизнь: тренировки, игры, работа в институте, семья. И как-то удавалось все совмещать. Иногда приходилось брать с собой дочку. Играешь, а потом в перерыве кормишь грудью.
«Прежде всего Чемберлен»
— Людмила Степановна, когда вы стали тренером?
— Я закончила играть в 29 лет, тренером, конечно, хотелось стать сразу, но не вышло: родилась вторая дочка. И все же это случилось. Был 1982 год. Старшая доченька, ей было 11 лет, начала заниматься баскетболом. Меня позвали посмотреть, как она тренируется. Я зашла в зал и обомлела, сердце сжалось, я снова почувствовала себя молодой девочкой, едва ступившей на паркет. В этот момент заходит наш заслуженный и легендарный тренер Иосиф Яковлевич Кесельман и говорит: «О! А среди инженеров многоканальной связи нет желающих нам помочь?». Я согласилась. С тех пор я снова в баскетболе, и счастлива от этого.
— Скажите, у вас были свои баскетбольные кумиры?
— Да, конечно! Прежде всего Уилт Чемберлен. Тогда матчей НБА по телевизору никто не показывал, и мы следили за результатами по газетам. Из советских игроков мне нравился Арменак Алачачан, это был такой крохотный разыгрывающий, 175 см ростом, но он был как ураган. А сейчас проще, конечно, матчи по телевизору смотрю, болею за «Лейкерс» в НБА.
— Людмила Степановна, практически всю свою жизнь вы отдали «Белой Акации». В команде были разные времена: очень успешные и менее удачливые. Сейчас наши девчонки выступают в первой лиге. Каково положение дел?
— В 2008 году мы выиграли первую лигу и должны были выйти в высшую, однако в связи с непростым финансовым положением команда была вынуждена остаться в первой. У нас нет возможности платить стартовый взнос. Команду содержит Валерий Борисович Горелов и делает все что может. Помогает Борис Давидович Литвак. Леон Павлович Флигельман всегда с нами. Понимаете, нам нет смысла играть в высшей лиге. Для того чтобы там достойно выглядеть, нужны сильные игроки, следовательно, их нужно купить. Даже если найти эти деньги, значит, наши местные не смогут играть.
— Насколько я знаю, сейчас в первой лиге играют такие сильные клубы как «Олимп», «Чайка» и «Тим-Скуф», то есть конкуренция серьезная…
— Да, но суть в чем. Это профессиональные команды с серьезной инфраструктурой, они должны играть в «вышке». Однако после того как УПБЛ, которая в прошлом сезоне отделилась от ФБУ, вернулась под ее крыло, Владимир Рыжов заявил, что те команды, которые «не пошли ко мне», должны заплатить 300 тысяч гривень взноса. «Олимп» и «Тим-Скуф» платить отказались, вот и результат. Скажите мне, разве это правильно, разве это личная контора Рыжова? А «Козачку» он взял только потому, что ее тренер Велигура — тренер самого Рыжова. Это какой-то рейдерский захват, только без масок.
— Людмила Степанова, будем надеяться, что все рано или поздно образуется. Удачи вам!
Из биографии Людмилы Иус
Людмила Иус (Лапова) родилась 1 октября 1946 года в Херсоне. Баскетболом начала заниматься в девять лет под руководством Анатолия Шульгина. В 1964 году поступила в Одесский институт связи, много лет выступала за сборную города. С 1982 года на тренерской работе. Стояла у истоков команды «Белая Акация», ныне ее главный тренер. Мать троих детей.
Об отношениях с «Южной Пальмирой»
— Какие могут быть отношения, – говорит Людмила Степановна, – если они ведут себя нечестно. Они приходили к нам, предлагали сотрудничество. Мы ответили, конечно, раз живем в одном городе, давайте сделаем что-то общее. Мы вам даем своих лучших игроков, а вы помогаете школе. Они сказали, нет, мы не можем. А осенью буквально переманили у нас двух девочек. Мы на них рассчитывали, готовили их, и так некрасиво вышло… По регламенту федерации они должны были заплатить школе 2000 тысячи гривень за игрока. Скажите, разве это такие большие деньги? Но они и этого не дали.