Новости Одессы и Одесской области

Пустите наш кораблик, господа…

1000 грн від держави на передплату друкованих медіа



В прошлом номере газеты мы рассказали о ситуации, которая
возникла в связи с возможной продажей Одесской киностудии. Сегодня редакция
продолжает эту тему.

Ирония судьбы

Месяц назад, 17 декабря 2009 года, кинорежиссер с мировым
именем Кира Муратова представила в Одессе свою нашумевшую и успешную картину
«Мелодия для шарманки», снятую на Одесской киностудии. На Международном Московском
кинофестивале фильм удостоился четырех наград.

По иронии судьбы, в тот же самый день, 17 декабря, Фонд
государственного имущества (ФГИ) Украины решает продать киностудию, а точнее —
принадлежащий государству контрольный пакет акций ЗАО «Одесская киностудия»,
составляющий 50% 1 акция уставного капитала компании.

Еще ничего об этом не зная, Кира Муратова тогда отметила:
«Фильмы, которые финансируются не Одесской киностудией, а киевскими,
московскими, ленинградскими продюсерами, в сущности являются одесскими, потому
как снимаются они в Одессе и съемочная группа на 90% одесская».

В целом, история продажи киностудии не нова. В ноябре
2007-го ФГИ отклонил предложение ООО «Новая киностудия» продать ему оставшиеся
госакции до завершения срока инвестиционных обязательств, под которые оно в 2005 году получило 49,99% акций киностудии. Тогда совладельцы одесской легенды
завершили первый этап ее реконструкции, в ходе которой в инфраструктуру
киностудии было инвестировано более 30 млн грн. Но ФГИ отказался от предложения,
заявив, что партнеры не выполнили обязательства по строительству двух съемочных
павильонов и увеличению дохода киностудии до 40 миллионов гривень к концу 2007 года. «Павильоны так и не построили, а доход киностудии за три квартала 2007 года составил только 5 млн грн.»,— объясняли в ФГИ («Коммерсант», 23 ноября
2007 год).

Сегодня основным претендентом на этот пакет по прежнему
является «Новая киностудия», предприятие, которое связывают с владельцем
«Мисто-банка» Иваном Фурсиным и гендиректором телеканала «Студия 1 1»
Александром Ткаченко. К слову, нужно отметить, что инвестор, владеющий
половиной акций, ничего не изменил — чистый убыток ЗАО «Одесская киностудия» в 2008 году увеличился на 77,8% по сравнению с 2007 годом, а за январь-сентябрь
2009-го киностудия получила чистый убыток в размере 5,102 млн грн.

Украинское правительство не хочет понимать и брать на себя
ответственность за то, что Одесской киностудии сейчас очень тяжело, и ей нужны
поддержка и помощь именно от государства, как собственно нужна была помощь
банкам в их кризисной ситуации — и государство выделило на это деньги, но,
конечно же, своим, карманным финансовым структурам. Здесь же речь идет об искусстве, которое вряд ли основательно пахнет деньгами, особенно в кризис.

Однако, в отличие от экономических экспертов, известный
режиссер Роман Балаян считает, «что кризис кино у нас уже лет двадцать, мировой
кризис к этому не имел отношения. Некоторые мои друзья говорят в СМИ, что кризис отберет лучших. Я думаю, наоборот, кризис приведет худших. Вот поверьте
мне. Все дурное проснется», — заявил режиссер.

Почти апокалиптические слова Балаяна как раз и звучат
призывом для интеллектуальной элиты нации — кинематографисты, а также
политические и общественные деятели встали на защиту Одесской киностудии.
Первый митинг прошел 28 декабря, когда весь мир отмечал День кинематографиста.
(В 1895 году братья Люмьер показали свои первые два фильма), второй — 4 января.
Наряду с известными и заслуженными людьми, такими как Ярослав Лупий — глава
правления одесского отделения Союза кинематографистов Украины, Вадим
Костроменко — режиссер-постановщик и директор Одесского музея кино, Вилен Новак
— народной артист Украины, член-корреспондент Академии искусств Украины, на защиту Одесской киностудии встала и молодежь в лице творческого объединения
«Еще дублик» и ее директора Александра Тарана. Из политиков неравнодушным к призыву о помощи оказался и депутат Одесского горсовета, лидер общественной
организации «Качество жизни» Алексей Гончаренко.


Нам нужен закон «О кино»

Одесские кинематографисты настаивают на том, чтобы это
решение ФГИ было приостановлено до окончания в Украине избирательной кампании,
а Верховная Рада рассмотрела и приняла Закон «О кино» с пожизненным запретом
перепрофилирования предприятий киноотрасли. Сейчас это уже не экономический
вопрос — это залог воспитания будущих поколений, вопросы развития культуры как средства самоидентификации государства.

— Я не хочу, чтобы Одесская киностудия стала мифом,
легендой. Я не хочу, чтобы одной подписью было уничтожено все, что было сделано
до этого, — отметил тогда один из основателей творческой группы «Еще дублик!»
Юрий Белоконь, а Вадим Костроменко, кинорежиссер («Секретный фарватер») и директор Одесского музея кино, заявил, что «никто из нормальных капиталистов не будет вкладывать деньги в нерентабельное производство. Поэтому, когда хотят
купить Одесскую киностудию, я не вижу серьезных гарантий, что здесь будет
производиться кино».

— Если у города забрать Одесскую киностудию, то, кроме
таблички «Одесса» при въезде в город, ничего не останется. Одесская киностудия
— это один из символов города, который хотят у нас забрать, — заявлял на митинге депутат Одесского горсовета Алексей Гончаренко. — Мы не дадим это
сделать. Здесь была, есть и будет Одесская киностудия!

В поддержку Одесской киностудии выступили очень многие
знаменитые деятели исскуств — от Киры Муратовой до Станислава Говорухина.

Одесскую киностудию отстаивали в Киеве

И вновь правильному движению под девизом «Нет продаже
Одесской киностудии!» придала общественный резонанс организация «Качество
жизни», возглавляемая Алексеем Гончаренко. На следующий день после регистрации
проекта в Верховной Раде активисты этой организации, а также творческой
мастерской «Еще дублик» и Ассоциации кас­кадеров Украины приехали в Киев и провели совместное пикетирование Кабинета Министров и Секретариата Президента,
требуя от высших должностных лиц государства защитить Одесскую киностудию от уничтожения.

— Условия приватизации не предусматривают жестких
ограничений по недопущению перепрофилирования земли, зданий и сооружений
киностудии под другие нужды, — отметил в своем выступлении Алексей Гончаренко.
— Поэтому мы усматриваем в этом попытку захватить, получить какие-то права на 7 гектаров земли в прибрежной зоне Одессы, а при этом сам кинематограф и производство кино никого
не волнует.

В Секретариате Президента, куда пикетчики предоставили
обращение, которое подписали более двух тысяч одесситов, резолюцию изучили, а с Алексеем Гончаренко связался начальник управления гуманитарной политики
Секретариата Президента, сообщивший депутату, что считает требования одесситов
обоснованными.

На следующий день после пикетирования на своей итоговой
пресс-конференции 14 января действующий Премьер-министр и кандидат на пост
Президента Украины Юлия Тимошенко рассмешила одесситов. Юлия Тимошенко
пообещала… защищать Одесскую киностудию от рейдерских нападений.

—Сейчас мы ее (киностудию. — Авт.) защитили, надежно
защитили. Мы возвратили ее государству, — сказала она. — Мы будем снимать и украинские фильмы, и исполнять международные проекты.

И даже не покраснела, хотя продать киностудию решил именно
Фонд государственного имущества Украины (ФГИ), подконтрольный Кабмину Юлии
Тимошенко… Без комментариев.

А что же делает Одесская мэрия, спросите вы? Ничего!
Городская власть ведет себя по давно заведенному принципу — «моя хата с краю».
Нет ни писем, ни обращений, ни подписей. Более того, киностудию внесли в «черный» список снегоуборочных «бездельников», которые «не помогали» властям
убирать снег во время снежной бури 16–17 декабря.

И все же — борьба продолжается! Несмотря на проблемы,
кинематографисты и Алексей Гончаренко верят, что на Одесской киностудии будут
снимать картины. Поэтому и борются за нее. Чтобы, как и раньше, перед началом
фильма появлялся легендарный кораблик и звучал колокол. Пустите наш кораблик,
господа…


Наталья Чернецкая.



Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще по теме
Все новости

Выбор редакции