Новости Одессы и Одесской области

Украинские песни на Приморском бульваре

Украинские песни на Приморском бульвареПочти каждый день во второй половине дня на Приморском бульваре можно услышать звуки настоящей бандуры, сопровождаемые лирическим кобзарским пением. Этот старинный и незаслуженно забытый нашими современниками инструмент совершенно по-новому звучит в исполнении 26-летнего одесского кобзаря Павла Ровенко. Его тяжело не заметить: яркий национальный костюм, экзотическая прическа в стиле «ирокез», бандура в руках, и конечно же, хорошее настроение, которое музыкант дарит окружающим.

Музыка с душой

Бандура — инструмент с душой, в руках каждого музыканта он «поет» по-особенному. И в эти звуки каждый мастер вкладывает что-то свое, личное.

– Я делюсь с людьми своими эмоциями, мыслями, впечатлениями. Думаю, что это нужное дело, – рассказывает Павел.

Интерес к кобзарству у Павла возник еще в 16 лет во время учебы в Одесском училище искусств и культуры им. К.Ф. Данькевича под влиянием преподавателя Ольги Касьяновой. Затем он продолжил образование в Одесской национальной музыкальной академии имени А.В. Неждановой. Традиции нашего народа, певучий украинский язык и мистическое звучание бандуры вдохновило юношу выбрать такой непростой, но родной для души инструмент.

– Больше всего на меня повлияла украинская литература и кинематограф, – вспоминает Павел.

Игра на бандуре, в том числе и на Приморском бульваре — это не только хобби, но и дополнительный способ заработка. Павел также преподает в одесской гимназии №5. Конечно, нельзя сказать, что музыка приносит парню большие деньги, но на скромную жизнь этого заработка все-таки хватает.

Музыкант вспоминает, что поначалу это занятие далось ему очень непросто. К примеру, даже правоохранительные Украинские песни на Приморском бульвареорганы, по словам Павла, его активно «гоняли» с места работы.

– Прибегали люди в погонах с нарядами. Кричали: «Уберите его, чтоб этой бандуры тут и близко не было!» Ссорились немного, потом мирились, — делится Павел.

В последнее время все понемногу поутихло. Павел, в основном, играет на улице, где на его оригинальный имидж прохожие реагируют по-разному.

– Одним людям нравится, они бросают деньги, хвалят. Другие – злятся. Люди разные. Подходили даже «блатные», заказывали «Мурку». И я играл, мне не стыдно такое играть. Леонид Утесов тоже пел «Мурку» когда-то, – Павел ничуть не сомневается в том, что делает .

Притяжение музыки

Павел говорит, что его инструмент всегда привлекал внимание окружающих, он всегда в центре внимания.

– Люди подходят, слушают, но реакция разная,– замечает музыкант. –Бывали опасные для жизни моменты. С обострением политической ситуации на него стали даже нападать. Павел вспоминает, что однажды на него набросилась беременная женщина с ножницами в руках, крича: «Говори со мной на русском!» Я понимаю, что это больные люди и не обижаюсь на них, – объясняет музыкант.

Бандура считается исконно мужским инструментом, но на нем играют и женщины.

– Кобзарями перестали быть только мужчины. Это дело начали осваивать и женщины. Вспомнить хотя бы трио бандуристок. Но все-таки женщины редко берут в руки инструмент, – делится он Павел Ровенкосвоими наблюдениями.

Кобзари наших дней собираются на специальных съездах, где обмениваются опытом, приобретают новые знания.

– На съезде бандуристов я был пять лет назад, планирую поехать снова. Такие съезды происходят нечасто, – с сожалением говорит Павел.

Музыканту удается совмещать в своем творчестве древние традиции и запросы современной публики. Он постепенно начинает осваивать даже репертуар Стинга, который для него – кумир.

Сижу и наблюдаю, как Павел играет. Перед публикой он держит себя как академический артист, хотя внешне чем-то напоминает неформала-рокера. Сочетание эпатажа и фольклора явно нравится прохожим. Они активно кидают деньги в чехол от бандуры, просто и незатейливо разложенный на асфальте.

Как оказалось, кобзарство – это не только способ зарабатывания денег, но и повод для романтического знакомства. Разговорившись с двумя девушками, стоящими в стороне, я узнаю, что они давние поклонницы бандуриста и часто приходят «послушать Пашу». Познакомиться со своим кумиром пока не решились, но все еще впереди…

Кто такие кобзари?

Традиционно это певцы эпического жанра, исполняющие свои произведения на кобзе, бандуре или колесной лире. Кобзари считались носителями исторической памяти народа. В первую очередь, это были воины, которыеБандура одинаково хорошо владели как оружием, так и инструментом. Но были кобзари и другого типа – старики-путешественники, чаще всего слепые, которых сопровождали мальчики-поводыри. Они ходили селами, городами, вслушивались в окружающую жизнь и затем описывали ее в своих думах-песнях. Часто для поднятия боевого духа казаки брали с собой в походы кобзарей.

Кобзари были лакомой добычей для врагов украинского народа, которые понимали, какое влияние на общество оказывали эти люди. В советские времена они подвергались гонениям и расправам, их расценивали как врагов народа, вольнодумцев и бомжей.

КобзаОрганизации кобзарей Украины

В настоящее время в Украине существует две организации кобзарей:

• Кобзарский цех (объединение традиционных украинских эпических певцов)

• Национальный союз кобзарей Украины (Киев, бульвар Шевченко 50-52). Ежегодно Кобзарский цех на Троицу проводит фестиваль «Кобзарская Троица», который, который представляет собой реконструкцию традиционного открытия кобзарского сезона прошлых столетий.

Словарикколесная лира

Кобза — украинский лютнеподобный струнный щипковый музыкальный инструмент с 4-мя (и более) парными струнами.

Бандура— украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет овальный корпус и короткую шейку.

Колесная лира — струнный щипковый музыкальный инструмент, по форме напоминающий скрипичный футляр.

Татьяна Андренкова

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Мила
Мила
10 лет назад

Украинские песни на Приморском бульваре, как Русский балет для Нацгвардии. Короче, извращение.

Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции