Пикетами и митингами в наше время никого не удивишь, если они, конечно, не у дверей… цирка. Если же это так, то испорченное настроение гарантировано не только детворе с их родителями, но и цирковой труппе, подготовившей программу. Только в декабре минувшего года Одесский государственный цирк пикетировали дважды, но акции протеста начались еще в 2008 году. Кто эти протестующие и чего они хотят от цирка, разбиралась «Одесская жизнь».
Чужие среди своих
В цирке к акциям протеста уже успели привыкнуть и относятся по-философски. Коммерческий директор цирка Алексей Купин в эксклюзивном интервью рассказал, что цирк пикетируют защитники животных, и делают это не всегда цивилизованно.
— Лидеры инициативной группы зоозащитников финансируются зарубежными организациями, — сказал Купин. — Молодые люди, нанятые ими для акций, устраивают возле цирка потасовки, создают атмосферу неразберихи. Судьба цирка им безразлична.
Алексей Купин не понимает, почему зоозащитники, не замечая бутики с меховыми изделиями, так нетерпимы к цирку?
— Там животных убивают, а мы их кормим, — рассказывает он. – Советский, российский и сегодняшний украинский цирк всегда был с животными. Наши зрители интересуются, какие животные участвуют в программе. Они помнят цирк своего детства, и хотят, чтобы их дети тоже увидели животных.
На мой вопрос, ведут ли зоозащитники какую-то переписку с цирком, коммерческий директор отвечает:
— Они пишут не нам, а в прокуратуру и другие инстанции. Жалуются на то, что мы, якобы, плохо кормим животных и содержим в стесненных условиях. Но своих животных у нас нет. Мы принимаем цирковые труппы и предоставляем им площади для размещения животных.
Молодой цирк
— Цирк у нас молодой, – шутит Алексей Купин, — ему всего-то 135 лет. Гардеробной нет — их раньше не строили. Понятно, что нет и условий, соответствующих нынешним требованиям содержания животных. Не хватает площадей. У нас есть площадка для одного слона, а что, если к нам приехали с тремя слонами? Что же нам — двух на улице держать? Слоны мирно живут вместе. Но зоозащитники на нас жалуются: не соблюдены нормативные квадратные метры. Медведей и львов привозят в клетках. Мы предоставляем им площадь, но и этого мало: к примеру, по нормам на одного медведя полагается не менее 30 квадратных метров.
По словам моего собеседника, в цирке 15 стойл для лошадей и пони. На каждую лошадь – 40 кв.м.
— У нас весь цирк с подсобными помещениями и гостиницей занимает всего около гектара. На улице Тираспольской есть гостиница для работников культуры. Ее пятый этаж закреплен за нами. Если приезжает клоун с дрессированными собачками или кошками, он селится с ними в одном номере, — вздыхает Купин.
Сытый тигр, голодный тигр
Цирковое искусство мой собеседник называет самым честным искусством в мире.
— В клетку к тигру не войдешь по блату, — рассуждает он. – А что касается питания, то этот вопрос в цирке — один из главных. В настольной книге руководителя прописан рацион всех диких животных. Животные всегда накормлены. Это обязательно. Дрессировщик и животное взаимозависимы, представьте себе, не накормить тигра? Он же съест дрессировщика. С другой стороны, накормленное животное не выпустишь на манеж — оно должно знать, что свой рацион надо заработать. Другими словами, восемь килограммов мяса в день дай, чтобы хищник не бросился ни в зал, ни на дрессировщика.
Руководителем номера и ответственным за питание является директор того цирка, в который приехала труппа. Цирковая ветеринарная служба следит за соблюдением рациона.
— То есть следит за тем, чтобы мясо ела собачка, а не ее дрессировщик, — иронизирует коммерческий директор. — Артистов и животных мы кормим из свободных денег через кассу. Кроме того, есть 50-процентная государственная дотация на все нужды. В Советском Союзе ее не было — прибыль цирка составляла до 140 процентов, а корма тогда, по сути, ничего не стоили.
На мой вопрос, своевременно ли выплачивают государственную дотацию, коммерческий директор с горькой улыбкой ответил вопросом:
— Вы телевизор смотрите?
Кто пикетирует цирк?
Вице-президент одесского Союза защиты животных Ирина Момот рассказала, что защитой диких животных в городе занимается зоозащитница Елена Марченко – пульмонолог одной из одесских поликлиник. Акции протеста возле цирка она проводит со своими единомышленниками.
При встрече Елена Марченко рассказала, что зоозащитную деятельность начала в 2008 году, как лидер инициативной группы. В 2009 году был учрежден Международный конгресс прав и свобод человека «Мир» с филиалами во многих городах Украины. Конгресс заметил и поддержал деятельность инициативной группы. Позднее в структуре Конгресса был создан департамент охраны животного мира и природных ресурсов. С 2012 года Марченко – начальник этого департамента в Одесском отделении Международного конгресса.
— В 2011 году, прежде чем занять должность в Конгрессе, — рассказывает она, — я инициировала и провела совместно с Государственной экологической инспекцией Одесской области проверки во всех структурах города, которые занимаются дикими животными. Это были уличные фотографы, цирк, зоопарк, передвижные цирки и дельфинарий. И везде присутствовала при проверках лично.
Елена Марченко инициирует проверку каждого цирка, приезжающего в город.
— Согласно Закона Украины «О защите животных», любое дикое животное, лишенное воли, должно быть обеспечено контактом с природной средой, — рассказывает она. — У них же такого контакта нет, и ни один цирк мира не в состоянии это обеспечить. Кроме того, не поддерживается необходимая температура и влажность. В 2011 году был издан министерский приказ, оговаривающий нормы минимальных площадей для диких животных, но эти нормы нарушаются, и не только у нас, но и во всем мире. Чаще всего цирковые животные живут в клетках для перевозки.
Мое замечание насчет того, что в Жилищном кодексе Украины нормы жилплощади для человека гораздо скромнее, чем для животных, сразу наткнулось на резкий отпор.
— Если людям нравится чувствовать себя рабами и жить, как скотам, – это их проблемы. Не надо это переносить на животных. Выходите на митинги, добивайтесь. Кто мешает? Медведь, извините, ни под министерство, ни под Верховную Раду не пойдет, — подчеркивает Елена. — Если за ребенка, старика, инвалида пойдет добиваться человек, то у животного тоже должен быть адвокат. Я взяла на себя проблему диких животных, пусть каждый занимается своим делом.
Человеческий фактор
— Закон запрещает принуждать животных выполнять неестественные для них действия, — сказала зоозащитница. — Разве лев на свободе прыгает через горящий обруч? Нет. Медведь катается на велосипеде? Нет.
Тут я снова возразила:
— В цирке нет животных из природы, все они рождены в зоопарке, причем во втором-третьем поколении.
— Неважно, где родился медведь. В его генетике нет изменений, — сказала Елена Марченко. — Ему хочется ловить рыбу в речке, впадать зимой в спячку, а человек закрыл его в клетку, чтобы посмеяться. Это средневековая дикость, похожая на гладиаторские бои.
Цель акций протеста – добиться от Верховной Рады принятия поправок к закону «О защите животных», запрещающих использование диких животных в цирках.
— Цирки будут существовать, но за счет человеческого фактора: клоунов, жонглеров, акробатов, иллюзионистов и прочих цирковых профессий, – считает Елена Марченко.
— Оставить цирк без животных – не фокус. А что дальше? Пикетчики не понимают, о чем говорят, — говорит Алексей Купин. – Они требуют от нас отпустить зверей на свободу. Но эти звери в лесу погибнут. Они выкормлены человеком, и могут жить только рядом с ним. Кроме того, цирковые животные рвутся на манеж под звуки знакомой музыки, а лошади начинают ходить по кругу, представляя себе арену. У них выработались совсем другие привычки.
Зоозащитница Елена Марченко утверждает, что идея в другом: звери из цирка должны быть поселены в реабилитационные центры.
Но где же эти центры? Таковых нет даже для животных, списанных из цирка по возрасту. С этим столкнулись харьковские дрессировщики. Возить за собой постаревшее животное не возможно, а добрые руки трудно найти даже через Интернет. Волонтеры вынуждены забирать их к себе домой.
По мнению Елены Марченко, общение детей с дикими животными должно происходить не в цирке, а в заповедниках, сафари. Смотреть на них можно будет изнутри машины. К тому же в городе много бездомных животных, нуждающихся в любви взрослых и детей.
Чем закончится существующее противостояние предсказать трудно. И сторонники цирка зверей, и его противники имеют свои, вполне разумные доводы. Будем надеяться на крайне взвешенное решение.
Известный дрессировщик был в Одессе
Недавно в Одесском цирке выступал украинский дрессировщик львов Владислав Гончаров. На самом престижном в мире фестивале циркового искусства в Монте-Карло он был награжден «Серебряным клоуном». Этот приз он получал из рук принцессы Монако. В Москве на фестивале циркового искусства, он тоже получил первое место, а на почетном пьедестале стоял, обернувшись украинским флагом.