В радости и печали по жизни нас всегда сопровождают не только близкие, но и огромное количество документов, удостоверяющих нашу личность, главным из которых является паспорт. Человек без паспорта во все времена считался вне закона. Мало ли, что ты о себе скажешь (человек ведь не всегда бывает искренним). Как это не банально, но каждый порядочный человек состоит из трех частей: души, тела и паспорта.
В первые годы независимости граждане Украины пользовались внутренними паспортами, выданными во времена СССР. Позже началась массовая паспортизация украинскими документами, удостоверяющими личность. Любопытно, что в соответствии с действующим законодательством первые в жизни паспорта, которые выдаются по достижении 16 лет, молодые люди обязаны получать в торжественной обстановке, но об этой церемонии, к сожалению, практически забыли.
Сейчас Украина стоит на пороге внедрения биометрических паспортов, идея создания которых возникла после событий 11 сентября 2001 года в США. В 2002 году представители 188 стран мира подписали Новоорлеанское соглашение, признавшее биометрию лица основной технологией идентификации для паспортов и въездных виз следующего поколения.
Кабинет министров Украины утвердил единые образцы бланков документов, удостоверяющих личность, подтверждающих гражданство Украины или специальный статус личности: «Ввести со дня вступления в силу настоящего постановления изготовление, оформление и выдачу документов, образцы бланков которых утверждены настоящим постановлением, с применением средств Государственной информационной системы регистрационного учета физических лиц и их документирования».
Согласно закону, биометрический паспорт гражданина Украины должен изготавливаться в форме карты, содержащей бесконтактный электронный носитель информации. В паспорт должна вносится следующая информация: название государства, название документа, фамилия, имя, пол, гражданство, дата рождения, место рождения, оцифрованный образ лица, оцифрованная подпись, уникальный номер записи в реестре, номер документа, дата окончания срока действия документа, дата выдачи документа, уполномоченный субъект, выдавший документ. Биометрический паспорт отличается от обычного тем, что в него встроен специальный чип, который содержит двухмерную фотографию его владельца и следующие данные: фамилию, имя, отчество, дату рождения, номер паспорта, дату его выдачи и окончания срока действия.
Биометрические паспорта будут выдаваться всем гражданам Украины с рождения сроком на десять лет. Паспорт гражданина Украины для выезда за границу изготовляется в форме книжечки, правый форзац которой содержит бесконтактный электронный носитель информации, и состоит из мягкой обложки, 32 страниц и страницы данных.
Введение биометрических паспортов в Украине следует ожидать не ранее 2015 года. А собственно Закон о введении в Украине биометрических паспортов вступил в силу 6 декабря 2012 года. Документы, которые удостоверяют личность, подтверждают гражданство Украины или специальный статус личности, выданные до дня вступления в силу соответствующего закона, являются действительными до завершения срока их действия и не подлежат обязательной замене.
Это значит, что пока нам предстоит пользоваться паспортами ныне существующей формы. И, конечно, граждане должны знать как и где получить или обменять паспорт, и что для этого необходимо.
Документы, необходимые для получения паспорта
-
Заявление о выдаче паспорта (заполняется лично заявителем от руки, разборчивым почерком, с исчерпывающими ответами на все вопросы. Допускается заполнение заявления другими лицами за лиц с физическими недостатками, психически больных и др., о чем вносится соответствующая отметка в графу «служебные отметки» заявления).
-
Свидетельство о рождении.
-
Две фотокарточки размером 3,5х4,5 см. Фотокарточки, которые подаются для оформления паспорта, должны быть выполненные с одного негатива, с изображением лица исключительно анфас, без головного убора, изготовленными на тонкой белой или цветной фотобумаге без уголка. Для граждан, которые постоянно носят очки, обязательное фотографирование в очках.
-
Квитанцию об уплате государственной пошлины или копию документа об освобождении от уплаты государственной пошлины.
В зависимости от определенных обстоятельств (к примеру, возвращение гражданства или окончание срока отбытия наказания) могут потребоваться дополнительные документы.
Оригиналы документов возвращаются лицу вместе с оформленным паспортом.
Обмен паспорта производится в случаях:
-
изменения (перемены) фамилии, имени или отчества;
-
установление различий в записях;
-
непригодности для пользования.
Для обмена паспорта гражданин обязан представить:
-
заявление по установленной форме;
-
паспорт, подлежащий обмену;
-
две фотографии размером 3,5 х 4,5 см.
Для обмена паспорта в связи с изменением (перемены) фамилии, имени или отчества, либо установлением расхождений в записях представляются также документы, подтверждающие эти обстоятельства.
Если обмен паспорта осуществляется в связи с его непригодностью для пользования, то в случае необходимости (отсутствие или повреждение фотокарточки, порчи записей о фамилии, имя и отчество, даты или места рождения и тому подобное) работником территориального подраздела проверяется принадлежность испорченного паспорта лицу, которое подало его для обмена. Для осуществления проверки в случае необходимости дополнительно подается еще одна фотокарточка
Для обмена паспорта и вклеивания в него новых фотографий гражданин подает документы и фотографии не позднее чем через месяц после достижения соответствующего возраста или изменения (перемены) фамилии, имени или отчества, установления расхождений в записях или непригодности паспорта для пользования.
Вклеивание в паспорт новых фотографий осуществляется в пятидневный срок при достижении гражданином 25-ти и 45-летнего возраста. Для этого подаются паспорт и две фотографии указанного размера.
Потеря паспорта
О потере (похищении) паспорта гражданин обязан срочно сообщить в паспортную службу, которая выдает временное удостоверение, подтверждающее его личность.
Для оформления паспорта вместо утраченного или похищенного лицо подает:
* заявление о потере, похищении или порче паспорта , в котором отмечается место, время и обстоятельства потери или похищения паспорта;
* две фотографии размером 3,5х4,5 см;
* свидетельства о рождении, браке (расторжение брака) — при наличии;
* квитанцию об уплате государственной пошлины или документ об освобождении от уплаты государственной пошлины;
* справку о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела по обращению лица к органу внутренних дел о похищении паспорта.
Заявление о потере паспорта регистрируется в журнале регистрации заявлений о потере или похищении паспорта, после чего заводится дело о потере или похищении паспорта, к которой приобщаются поданные документы и материалы проверки.
Срок рассмотрения заявления о потере паспорта — 1 месяц. В случае необходимости проведения дополнительной проверки по материалам дела о потере паспорта или непоступления своевременного ответа на направленные запросы — срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.
Сдача паспортов
-
Паспорт умершего сдается в органы записи актов гражданского состояния, который после регистрации смерти гражданина направляет его в паспортную службу.
-
Если утраченный паспорт был найден, он подлежит сдаче в орган внутренних дел.
-
У лица, взятого под стражу или осужденного к лишению свободы, паспорт изымается соответствующими органами. После освобождении из-под стражи или отбытия наказания паспорт возвращается его собственнику.
-
Паспорт лица, которое прекратило быть гражданином Украины, подлежит возврату в паспортную службу.
ЗАПОМНИТЕ! Запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством Украины, в частности запрещается взятие паспорта в залог.