В №42 и №43 «Одесской жизни», а также на сайте odessa-life.od.ua мы публиковали график движения городских трамваев и троллейбусов. После публикации к нам в редакцию стали обращаться читатели с жалобами на то, что реальный график движения горэлектротранспорта не совпадает с тем, что нам предоставила служба движения коммунального предприятия (КП) «Горэлектротранс». Так ли это? Мы решили проверить это на практике. На протяжении нескольких будних дней в час пик — с 8.00 до 9.00 — наши журналисты приходили на трамвайные остановки и засекали, с какими интервалами ходит транспорт.
График не соблюдается
Первый наш пункт контроля — на пересечении улиц Преображенской и Пантелеймоновской. Здесь курсирует пять трамваев — №№3, 5, 10, 12, 28. Дольше всего пассажирам приходится ждать в этом месте трамвай №12. Но это соответствует официальному графику: вагоны, следующие по этому маршруту, должны курсировать с интервалом в 15-16 минут.
Однако во время нашего дежурства наблюдалось опоздание примерно на четыре минуты. Остальные трамваи постоянно выбивались из графика: то шли один за другим, то с интервалом в 20 минут (вместо пяти-шести минут).
Пассажиры жалуются
Вторым пунктом контроля мы выбрали остановку на улице Академика Заболотного. Здесь проходят трамваи №1 и №7. В часы пик они едут забитые, порой втиснуться в вагоны пассажирам очень сложно. Как-то нашему корреспонденту «посчастливилось» ехать трамваем №7: в вагоне давка такая, что кондуктор даже не может пройти и обилетить пассажиров. Одесситы говорят, что такая ситуация происходит почти ежедневно.
Наша читательница Ольга Ивановна сообщила, что 5 ноября прождала на остановке трамвай №7 целых полчаса и в итоге решила уехать автобусом.
— «Единички» идут одна за другой, а «семерки» — нет. В направлении улицы Паустовского едут, а назад не возвращаются, — рассказала одесситка.
А вот за время нашего дежурства таких сильных нарушений не было. По нашим наблюдениям, с 8.00 до 9.00 трамваи на этом участке ходят с завидной регулярностью. Несколько снижается их активность после 8.30. Хотя в направлении улицы Паустовского следовало больше вагонов, чем обратно.
Во всем виноваты… автомобили?
Как нам сообщили в КП «Горэлектротранс», нарушения расписания движения происходят по не зависящим от предприятия причинам. Одной из таких причин называют большое количество ДТП с участием автотранспорта. Из-за аварий трамваи и троллейбусы не могут продолжать движение, интервал движения и задержки увеличиваются. Для восстановления нарушенного движения, в зависимости от времени оборотного рейса, необходимо от одного до полутора часов.
Наш эксперимент частично подтверждает эти слова. Судите сами: трамваи, курсирующие в районе улиц Преображенской и Пантелеймоновской, вынуждены делить проезжую часть с автотранспортом. Из-за этого на трамвайной колее нередко случаются пробки — и вагоны стоят. Наши журналисты во время эксперимента стали свидетелями того, как водитель грузового фургона припарковался прямо на остановке. Трамвай не смог подъехать, чтобы высадить пассажиров. Пришлось ждать.
Что касается второго нашего наблюдательного пункта на улице Академика Заболотного, то здесь ситуация несколько иная. Трамвайные линии маршрутов №1 и №7 идут отдельно от автомобильной дороги и только в нескольких местах пересекаются с ней. Следовательно, задержки из-за движения автотранспорта случаются значительно реже. Это подтвердил и наш эксперимент.
Жалоб на движение городских маршруток и автобусов поступает не меньше, чем на движение горэлектротранспорта. Поэтому мы планируем точно так же проверить работу автобусов. Какие именно маршруты мы будем проверять и где, пока оставим в тайне.