Почему водители маршруток отказываются перевозить пассажиров, имеющих льготы на проезд в трамваях и троллейбусах? Ответ на этот вопрос, который часто задают читатели газеты «Одесская жизнь», не так прост и однозначен, как кажется на первый взгляд…
Ветераны-льготники по-украински
Действительно, Закон Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» предоставляет ветеранам войны и лицам, приравненным к ним, право бесплатного проезда во всех видах городского общественного транспорта. Порядок предоставления таких льгот, или социально значимых услуг, определен Законом Украины «Об автомобильном транспорте».
В соответствии с этим законом, перевозка льготных пассажиров осуществляется при наличии госзаказа, который устанавливает виды и объемы льготных перевозок, а также предусматривает полную компенсацию автоперевозчикам убытков от предоставленных льгот. Другими словами, за каждую поездку «бесплатного» пассажира в городском общественном транспорте Горсовет, выступающий в роли заказчика, обязан рассчитаться с автопредприятием.
Поскольку ни в государственном, ни в местном бюджетах нет средств, чтобы оформить гос заказ для всех видов городского транспорта, социально значимым транспортом определены автобусы, работающие в обычном режиме движения. И только на такие автобусы выделены госсубвенции. И только они, по закону, должны перевозить все категории льготных пассажиров.
Ветераны-льготники по-одесски
В Одессе, исходя из экономических возможностей, право бесплатного проезда участникам и инвалидам войны, участникам боевых действий предоставлено в:
- трамваях;
- троллейбусах;
- автобусах обычного режима движения (с зеленой табличкой);
- автобусах средней и большой вместимости, работающих в режиме «экспресс».
Автобусы типа «Богдан», «Ивеко» и т. п. относятся к автобусам малого класса, и никаких субвенций не получают. Практически весь подобный транспорт принадлежит частным предпринимателям, а заставить частника перевозить бесплатных пассажиров без возмещения убытков невозможно.
Проблема предоставления льгот на проезд в общественном транспорте может быть решена только выплатой льготникам соответствующих сумм на руки или многократным увеличением субвенций из бюджетов всех уровней. Частично можно снять напряжение, увеличив стоимость проезда для всех других категорий пассажиров и, в частности, в автобусах, работающих в режиме «экспресс» и «маршрутное такси». Но как к этому отнесутся горожане, для которых ежедневые поездки на работу или учебу составляют большую статью расходов?
Пенсионеры и другие льготники
Постановлением Кабинета Министров Украины от 17 мая 1993 года №354 «О бесплатном проезде пенсионеров на транспорте общего пользования», введен бесплатный проезд для пенсионеров по возрасту на городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме метрополитена и такси) и пригородных маршрутах. Согласно ст. 102 Бюджетного Кодекса Украины, и условий проведения конкурса на перевозку пассажиров в Одессе, перевозка пассажиров всех льготных категорий (в т.ч. пенсионеров по возрасту и ветеранов труда) на городских маршрутах общего пользования осуществляется без ограничений в автобусах обычного режима, соответственно с расписанием движения автобусов, с компенсацией убытков из государственного бюджета.
Бесплатная перевозка пассажиров льготных категорий в автобусах режима маршрутного такси может осуществляется в сокращенном перечне, так как осуществляется за собственный счет перевозчиков, без бюджетной компенсации.
На сегодняшний день на государственном уровне не урегулирован вопрос по перевозке льготных пассажиров, отсутствует единая методика начисления и компенсационные выплаты перевозчикам. Более того, компенсация из госбюдежета поступает не своевременно и не в полном объеме.
В качестве единственного реального выхода из ситуации и представители власти, и сами транспортники чаще всего называют монетизацию льгот — адресную форму компенсации за льготный проезд пассажиров в городском, пригородном и междугороднем транспорте. В этом году в качестве эксперимента проект по замене льгот адресной помощью внедряется в Житомирской области. Одесситам придется подождать.
Существует ли льгота на оплату проезда пенсионером в маршрутке № 535 сообщения Одесса-Овидиополь? Если да, то действует ли она на любом маршруте или только в какой-то определенный день и на определенное время? В самих маршрутках о тарифах нет никакой информации.
Я так понимаю, что стоимость проезда в пригородных маршрутках не с неба появилась, а регламентируется какими-то нормативными актами, причем региональными, и зависит от городских и областных властей. Где можно ознакомиться с такими тарифами?
Существует ли льгота на оплату проезда пенсионером в маршрутке № 535 сообщения Одесса-Овидиополь? Если да, то действует ли она на любом маршруте или только в какой-то определенный день и на определенное время? В самих маршрутках о тарифах нет никакой информации.
Я так понимаю, что стоимость проезда в пригородных маршрутках не с неба появилась, а регламентируется какими-то нормативными актами, причем региональными, и зависит от городских и областных властей. Где можно ознакомиться с такими тарифами?
«…заставить частника перевозить бесплатных пассажиров без возмещения убытков невозможно.» Интересно, как возмещать эти «убытки», если вообще не ведется учет перевезенных пассажиров, в т.ч. льготников? Кто видел в одесских маршрутках (да и в автобусах т.н. общего пользования), чтобы при оплате за проезд выдавались билеты? В лучшем случае, рядом с водителем висит рулон билетов неизвестной давности. Так сказать, самообслуживание. А водителю — главное, нигде и никем не учтенные деньги получить. Поэтому, к сожалению, так и ездим — как скот в скотовозках!
ДАВНО НА РЕШИТЬ ЭТОТ ВОПРОС! ветераны войны низкий поклон!!! остальные быки всякого рода участники которые брали(если брали)в руки оружие за деньги да ещё где нибудь в ираке косово и т д пусть платят а то скоро на лошадях будут скакать..
Неделю тому назад поехал троллейбусом №9 до ул Филатова. Так вот, на этой остановке вышли чрез заднюю дверь (троллейбус без кондуктора) человек 15 курсантов академии МВД, не оплатив проезд. Сам я вышел через переднюю, по этому в этом уверен.
Сегодня в троллейбусе №7 мужчина пытался проехать бесплатно, показывая кондуктору удостоверение коррупционного отдела (его слова). Кондуктор (тоже мужчина) потребовал оплатить проезд. Так «борец с коррупцией» обругал и обозвал кондуктора, как он хотел. И всё же под взглядами пассажиров он оплатил за проезд. И демонстративно не взял билет.
Отсюда напрашивается вопросы.
1. Чем отличаются курсанты академии МВД от других курсантов и студентов других учебных заведений?
2. Какими людьми они станут и как они будут бороться с преступностью, если они сейчас привыкают к тому, что им всё будет дозволено?
3. А что, у борцов с коррупцией тоже есть льготы для проезда в городском транспорте?
4 и последний. Господа курсанты МВД, борцы с коррупцией и другие высокооплачевыемые чиновники, депутаты, судьи и пркуроры, вышедшие на пенсию, не стыдно вам перед своими соотечественниками, которые заработали дествительно своим трудом себе мизерную пенсию, а вам такую, что на ней можно содержать около 10 человек вместе с вами?
Тарифы у 535 маршрутки берутся с потолка, какие акты сейчас регламентируют проезд по 1,50 грн/км, (18 грн за 12 км) когда реальный по области тариф 42 коп/км. Им видимо воздух возить выгоднее, чем пассажиров
Сегодня ,т.е. 13 мая 2016,»пятница,13-е».Нагрубили в маршрутке № 232 а (номер 41-44 ВН)за то ,что показала удостоверение инвалида 2 группы и воспользовалась правом льготного проезда.Дай Бог водителю здоровья и никогда не быть в моем положении.Привыкли,что инвалид должен быть с палочкой или в коляске.
Подскажите, пожалуйста, кто имеет право бесплатного проезда и с какого периода распространяются эти льготы на пригородном маршруте 59 с зеленой экипировкой?
Обязан ли водитель в час пик останавливаться на специально оборудованной остановке? Часто приезжают мимо и приходится ехать на работу на такси!