Вот уже несколько месяцев в Украине проходит акция «Читаем на равных». Ее объявили печатные издания для того, чтобы собрать деньги на тактильные книги для слепых детей. Эту идею активно поддержали не только печатные СМИ, но также интернет-издания и телевидение. 13 ноября, в Международный день слепых, журналисты газеты «Одесская жизнь» вместе с коллегами из телеканала «Одесса» побывали в школе-интернате №93 для слепых детей. Пообщавшись с воспитанниками и их педагогами, мы убедились — ситуация с книгами здесь действительно не простая.
Некоторые учебники не обновлялись больше 10 лет
Попасть в школу-интернат №93 мы пытались давно, но столкнулись с неожиданным сопротивлением со стороны чиновников (подробно об этом мы писали в №46 за 2013 год). Но в итоге нам все же удалось решить вопрос и побывать в учебном заведении.
Нас радушно встретила директор школы Светлана Домогацкая. По ее словам, весь книжный фонд интерната составляет 15,2 тысяч книг. Из них 9,6 тысяч — это учебники, остальные 5,6 тысяч — художественная литература. Однако книжные фонды не пополнялись уже много лет.
— Проблема эта существует, конечно, — говорит директор. — Потому что учебниками мы должны пользоваться пять лет. Но на самом деле обновлений нет давно. А по некоторым предметам последние учебники приходили еще где-то в 1999 году. Естественно, они устарели не только материально, но и с научной точки зрения. Это касается, например, учебников по истории. Кроме того, нам очень нужны добавочные материалы — всевозможные таблицы, графики.
В интернате нет элементарного — карты Украины, отпечатанной шрифтом Брайля. На уроках приходится пользоваться старой картой Украинской Советской Социалистической республики…
Образовательные программы для слепых детей не отличаются от программ, по которым обучаются обычные дети. Но книг по каждому предмету требуется больше.
— Если учебник по истории для зрячих детей — один, то для нас таких книг нужно шесть-семь (в зависимости от того, какой это класс), — поясняет Светлана Домогацкая. — Еще мы получаем различные журналы, которые используют в работе учителя. Это, например, журнал «Школярик». Но и этой литературы не так много, как было раньше.
Выкрутиться из ситуации помогает компьютер.
— У нас компьютерный класс хороший. Компьютеры оборудованы специальной звуковой программой, — рассказывает Светлана Гавриловна. — С седьмого класса у нас преподается информатика, поэтому ребята уже к 9-10-му классу уже спокойно владеют компьютером. С его помощью они слушают аудиокниги, готовятся к зачетам или к тестам.
«Хочу почитать французские сказки»
Слабовидящие дети в эту школу-интернат съезжаются со всего южного региона Украины. Только из Одессы и области тут обучаются 51 человек, еще 33 — из других областей. Воспитаннице интерната Марии Денисовой — 18 лет. Она очень любознательна, старается все успевать.
— Шрифтом Брайля я читаю очень много книг. Люблю романы — «Анна Каренина», «Портрет Дориана Грея», «Таис Афинская», — с удовольствием перечисляет Маша. — Некоторую литературу по Брайлю беру у нас в библиотеке, кое-что слушаю в аудиоварианте. Но мне больше нравится читать, а не слушать, потому что в этом случае у меня собственное восприятие, а не навязанное чтецом. Сейчас я дочитываю «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда. Хорошая книга. Там много рассуждений, я очень люблю книги, в который много философских суждений. Еще хочу полностью прочитать «Тихий Дон» и «Войну и мир».
Одиннадцатилетний Владик Столяров по секрету нам признался, что книгу с «настоящими буквами» читать интереснее (из этических причин мы не стали спрашивать у мальчика причину потери зрения). А читать по Брайлю сложнее, поэтому он читает пока не так быстро, как хотелось бы:
— Сейчас я читаю книгу «Все кувырком». В ней собраны все русские сказки. Мне нравятся сказки. Еще я люблю читать о войне, технике, о животных. А еще я люблю слушать, как кто-то читает вслух. Очень хочу сам почитать английские и французские сказки. Хотелось бы, чтобы вообще хороших книг было побольше…
Как помочь?
Помочь детям с проблемами зрения могут все желающие. Для перечисления средств безналичным способом необходимо использовать следующие реквизиты:
— получатель платежа: ВОО НАИУ;
— код ЕГРПОУ: 26114037;
— банк получателя: ПАО КБ «ПриватБанк»;
— номер счета: 26001052716164;
— код банка (МФО): 300711;
— назначение платежа: Благотворительный взнос на тактильные книги для слепых детей.
Узнать подробные условия акции «Читать на равных», связаться с организаторами и предложить сотрудничество, а также следить за ходом социального проекта можно на сайтах www.naiu.org.ua, www.uapp.org и www.talan.kiev.ua.
В рамках благотворительной инициативы «Читать на равных» собрано более 100 тысяч гривен. Эти деньги пойдут на издание и распространение тактильных книг, отпечатанных шрифтом Брайля для слабовидящих и незрячих детей Украины.
Почему же вы не написали, что в 100 метрах от входа в школу (на Терешковой) находятся 3 будки по торговле ликеро-водочными напитками на разлив? Возле этих будок постоянно крутятся алкаши, бомжи, и прочие смутные личности, которые запросто могут нанести вред гуляющим там деткам? Почему не написали, что прямо у входных ворот школы постоянно крутятся машины, которые запросто могут сбить и покалечить детей, т.к. водители этих транспортных средств не разделяют ни тротуар ни дорогу. Почему не написали, что вдоль прилегающей стороны к школе по Терешковой невозможно пройти даже простому человеку из-за припаркованных на тротуаре машин, «убитого» состояния дорожного покрытия пешеходной зоны и НЕЗАКОННОЙ стоянки, машины из которой паркуются так, что зачастую чтобы пройти остается 50 см пешеходной зоны. Писать и замечать можно много — проблема есть не только внутри школы, а и в прилегающей к ней территории. И решать ее нужно — чтобы детки не чувствовали ущербными и обделенными, и не развивались в замкнутом кругу.